Контроль и оценивание учащихся с ОПФР (презентация)
Система оценивания результатов учебной деятельности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Специфические критерии и показатели системы оценивания учебных
достижений учащихся с интеллектуальной недостаточностью отличаются от тех, что
применяются в новой системе оценивания, принятой в массовой школе.
Эти критерии и показатели выделены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии и показатели десятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (I отделение)
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ |
||||
Уровень (баллы) |
Учебная деятельность |
Степень самостоятель-ности учащихся |
Корректировка знаний учеником |
Степень ответственности и прилежания
в учебной деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Первый (низкий) 1 балл |
Узнавание
отдельных объектов
программного материала |
Сопряженные действия учителя и ученика |
Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эффективна |
Негативное отношение ребенка к
учебной деятельности |
2 балла |
Различение объектов программного учебного
материала, предъявленных в готовом виде, и осуществление практических
действий с ними |
|||
Второй (удовлетворительный) 3 балла |
Воспроизведение
части программного
материала |
Полусопряженные действия учителя и ученика
(вначале совместно с педагогом, а затем по образцу) |
Обнаруживает ошибки по указанию педагога,
устраняет ошибки с помощью педагога |
Безответственное,
безразличное отношение к учебной деятельности |
4 балла |
Воспроизведение большей части программного
материала |
|||
Третий (средний) 5 баллов |
Осознанное воспроизведение
значительной части учебного материала |
Действия ученика по готовому образцу учителя |
Обнаруживает ошибки с помощью педагога, устраняет
ошибки по образцу педагога |
Ситуативное проявление
старания и интереса к учебной деятельности |
6 баллов |
Осознанное
воспроизведение в полном объеме учебного материала, применение знаний в знакомой ситуации по образцу |
|||
Четвертый (достаточный) 7 баллов |
Владение учебным материалом в знакомой ситуации |
Действия ученика без
образца учителя |
Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки |
Постоянное проявление
старания и интереса к учебной деятельности |
8 баллов |
Оперирование учебным материалом в знакомой ситуации |
Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания
учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в
процессе выполнения задания — ведущий принцип при определении умственного развития
ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи,
принял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна — все эти показатели не
только имеют диагностическую значимость, реализуют стимулирующую функцию
оценивания, но и обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение. Виды
помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка — вначале более
«развернутые», а затем более «сжатые».
Третий критерий — корректировка знаний учеником — отражает, как ученик
осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного
критерия смогут помочь учителю определить, необходима ли помощь ученику с его
стороны.
Четвертый критерий — степень ответственности и
прилежания ученика в учебной деятельности. Показатели данного критерия
помогут учителю установить личностные характеристики ученика: прилежание в
учебе, ответственность — негативное, безответственное или ответственное отношение
к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.
Все четыре критерия, обозначенные в таблице 1,
взаимосвязаны и взаимообусловлены. Знание учителем показателей каждого из
критериев будет способствовать адекватному оцениванию результатов учебной
деятельности с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика, т. е. осуществлению
личностно-
ориетированного оценивания.
С этой же целью были разработаны таблицы 2—4.
В таблице 2 отражено соотношение обученности и
обучаемости ученика. Основываясь на теории Л. С. Выготского о соотношении
обучения и умственного развития, мы опирались на понятия обученность и обучаемость. Обученность выражает зону
актуального (реального) развития, т. е. результат:
•
уровень развития, с которым ребенок пришел в школу;
•
уровень развития, которого он достиг на конкретном
этапе обучения.
Обучаемость — зона ближайшего развития, т. е. как
ребенок развивается в процессе обучения.
Соотношение обученности и обучаемости
Уровень |
Обучаемость |
Обученность (оценка результата работы ученика) |
Мотивационная характеристика |
Степень ответственно-сти и прилежания |
Первый (низкий) |
Низкий уровень сформированности предметных и общеучебных
навыков, отсутствие познавательных интересов |
1—2 балла |
Проявление безразличия к отметке |
Негативное отношение
ребенка к учебной деятельности |
Второй (удовлетворительный) |
Неосознанное
воспроизведение части учебного материала или его значительной части |
3—4 балла |
Безразличен
к отметке, но прилагает незначительные усилия для выполнения и завершения
задания |
Безответственное отношение к учебной деятельности |
Третий (средний) |
Понимание сути задания, умение объяснить правило,
применение его по образцу, выполнение задания репродуктивного характера |
5—6 баллов |
Заинтересован в хорошей отметке, прилагает
усилия для достижения успеха |
Ситуативное проявление
старания и интереса к учебной деятельности |
Четвертый (достаточ-ный) |
Выполнение заданий в измененной ситуации,
выполнение заданий продуктивного характера, пользование понятийным аппаратом
темы |
7—8 баллов |
Проявляет
активность, стремится самостоятельно завершить работу, прилагает максимум
усилий |
Постоянное
проявление старания и интереса к учебной деятельности |
Пятый (высокий) |
Применение знаний на
практике, самостоятельное определение целей и программы действий |
9—10 баллов |
Проявляет активность и самостоятельность в учебной
деятельности, потребность в получе-нии высокой оценки |
Ответственное
отношение к учебной деятельности |
В таблице 2
представлены критерии, способствующие адекватной оценке уровня обучаемости и
обученности, мотивационные характеристики, степень ответственности и
прилежания ученика и их поуровневые показатели. В данной таблице нашла отражение
диагностическая функция системы оценивания, она заключается в анализе учебных
возможностей каждого ученика. Эта функция связана как с ранжированием вопросов,
заданий, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности,
так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ
учебных возможностей каждого ученика, корригировать его знания и
познавательную деятельность.
Важным этапом педагогического процесса является
проверка (контроль), призванная установить степень достижения целей обучения,
уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выявить
уровень их развития, включая индивидуальные качества и личностные
характеристики.
В зависимости от дидактических условий определяются
методы, с помощью которых та или иная форма проверки позволяет получить наиболее
объективную информацию о качестве процесса и результатах учебной деятельности
учащихся (беседа, опрос, наблюдение, контрольные работы, дидактические тесты,
методы устного и письменного контроля).
Наиболее травмирующим для учащихся
является отсутствие четкого оценивания. По мнению Б. Г. Ананьева, «отсутствие
оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не
ориентирующее, а дезориентирующее, не положительно стимулирующее, а
депрессирующее» [1]. Безусловно, оценивание является естественным и необходимым
элементом образовательного процесса, но возможности для эффективного
личностного развития обеспечиваются только в случае доброжелательного,
диалогического, межличностного взаимодействия всех его участников.
Оценке учебно-познавательной деятельности учащихся
вспомогательной школы подлежат объем, системность и обобщенность усвоенных
знаний, умений и навыков.
В таблице 3 мы отразили контролирующую деятельность учителя и
ученика и тем самым реализовали контролирующую функцию новой системы
оценивания. В педагогическом процессе имеются три составляющие
контрольно-оценочной деятельности: учителя; учащихся по отношению к другим;
учащихся относительно себя.
Контрольно-оценочная деятельность учителя включает в себя два критерия —
баллы (от 1 до 10) и оценочные суждения учителя. Оценивание учебной
деятельности учащихся в баллах сочетается с оценочными суждениями учителя,
соответственно характеристики таких суждений возрастают от уровня к уровню и
позволяют ученику определить, за какой объем знаний и качество выполнения
задания он получит тот или иной балл.
Контрольно-оценочная деятельность
учащихся по отношению к другим ориентирует учителя на определение уровня
сформированности у ученика взаимоконтроля и взаимооценки. Выделение данных
критериев и характеристика их показателей по уровням поможет учителю определить
методы, приемы и способы формирования у детей с интеллектуальной недостаточностью
важных показателей познавательной деятельности.
Контрольно-оценочная деятельность учащихся
относительно самих себя является одним из компонентов оценки. Нами определены
наиболее существенные критерии — самоконтроль, т. е. корректировка знаний учеником, и самооценка — оценка учеником самого
себя. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью типична высокая
самооценка и неправомерный уровень притязаний. Особо значимой является оценка,
которую дает взрослый. Если оценка является положительной без достаточных на
это оснований, у детей формируется завышенная самооценка, и наоборот. При
переходе из младших классов в старшие у школьника возрастает адекватность
личностной самооценки (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский и др.). Ведущая роль в
формировании адекватной самооценки и уровня притязаний принадлежит учителю.
Адекватные оценочные суждения должны предварять самооценку, они на начальных
этапах обучения являются для ученика образцом, примером для подражания.
Постепенно и сам ученик начинает адекватно оценивать себя.
Контролирующая функция оценивания позволяет
на разных этапах обучения ученика достаточно объективно
определить уровень, которому соответствует его учебная деятельность при
текущем, тематическом и итоговом контроле.
Содержание таблицы 4 ориентирует учителя на
стимулирование ученика в учебной деятельности. В ней выделен ряд критериев.
Один из них — помощь педагога ученику. Показатели этого критерия направлены на определение
учителем дозы помощи каждому ученику с учетом его возможностей. Второй
критерий — оценочные
суждения учителя, они дополняют оценивание достижений ученика в баллах (от 1 до 10).
Третий критерий — создание ситуаций достижения успеха формирует у ученика
уверенность в своих силах.
Стимулирование школьника с интеллектуальной
недостаточностью находится в тесной связи с формированием мотивации
достижения успеха в учении, что во многом зависит от того, как педагог
обращается с ним, когда он добивается успеха или терпит неудачу, при этом учет
проявления индивидуальных качеств и свойств личности «снимает» у школьника
состояние страха и стимулирует его к продвижению, достижению более высоких
результатов. В данной таблице реализуется стимулирующая функция системы оценивания.
В контексте вышеизложенного обратимся к исходному
вопросу статьи: какой должна быть система оценивания во вспомогательной школе?
Нам представляется, что десятибалльная система оценивания должна быть ориентирована на
содержание учебного плана, учебных программ и учебных пособий для учащихся
вспомогательных школ. Оценивание осуществляется с учетом их возможностей усвоения
программного материала. Можно
утверждать, что учитель
вправе осуществлять адекватное оценивание учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 1—10
баллов с опорой на общие критерии и показатели, принятые в массовой школе, и специфические, которые ориентируют учителя на
учет учебных возможностей учащихся.
Таблица 4
Стимулирование ученика в учебной деятельности
Уровень |
Оценочные
суждении учителя |
Создание
ситуаций достижения успеха |
Первый (низкий) |
Хорошо, ты узнал... Ты смог найти... Ты выполнил задания на 1
(2) балла. |
Ты
можешь... Ты
справишься... Попробуй сделать... Я тебе помогу. |
Второй (удовлетворительный) |
Хорошо, ты смог
запомнить... Ты можешь рассказать... Ты выполнил задания на 3
(4) балла. |
Ты
сможешь запомнить... Ты
знаешь... У тебя
получается... Ты уже
умеешь... |
Третий (средний) |
Молодец, ты понимаешь... Ты уже объясняешь... Ты выполнил задания на 5
(6) баллов. |
Это задание ты можешь
выполнить самостоятельно. Ты можешь сам исправить
ошибки. Ты можешь попробовать
объяснить. |
Четвертый (достаточный) |
Очень
хорошо, ты можешь привести примеры. Ты
уже самостоятельно устраняешь ошибки. Ты выполнил задания на 7
(8) баллов. |
Ты знаешь правильный
ответ. Ты можешь привести свои
примеры. Ты знаешь как
объяснить... |
Пятый (высокий) |
Отлично, ты свободно пользуешься программным
материалом. Ты умеешь выполнять сложные задания. Ты заслужил 9(10) баллов. |
Ты умеешь делать выводы. Ты можешь составить
план. Ты можешь придумать. Ты можешь составить
рассказ. Ты справишься со сложным
заданием. |
1.
Ананьев Б. Г. Пространственные различия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1955.
2. Липкина А. И. Воспитательная роль оценки
знаний у учащихся // Начальная школа. — 1969. — № 7. — С. 18—24.
3. Лернер И. Я. Качество знаний учащихся.
Какими они должны быть? — М., 1978.
4. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых
школьников. — М., 2002.
5. Десятибалльная шкала оценки
результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение
среднего специального образования: Инструктивно-методические материалы // Сб.
нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. — Мн.:
НИО, 2003. — № 7.
6. Журнал «Дефектология», №
3, 2005 г., с. 6
Комментариев нет:
Отправить комментарий