четверг, 10 декабря 2020 г.

Контроль и оценивание учащихся с ОПФР

 Контроль и оценивание учащихся с ОПФР (презентация)

Система оценивания результатов учебной деятельности

учащихся с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

Специфические критерии и по­казатели системы оценивания учеб­ных достижений учащихся с интел­лектуальной недостаточностью отличаются от тех, что применяются в новой системе оценивания, принятой в мас­совой школе.

Эти критерии и показатели выде­лены в таблице 1.


Таблица 1


Критерии и показатели десятибалльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся с интеллектуальной недостаточностью (I отделение)

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Уровень (баллы)

Учебная  деятельность

Степень самостоятель-ности

учащихся

Корректировка

знаний

учеником

Степень ответственности и при­лежания в учеб­ной деятельности

1

2

3

4

5

Первый

(низкий)

1 балл

Узнавание   отдельных   объектов программного материала

 

Сопряженные действия учителя и ученика

Не обнаруживает ошибок, помощь педагога не эф­фективна

Негативное отно­шение ребенка к учебной деятель­ности

2 балла

Различение объектов программно­го учебного материала, предъяв­ленных в готовом виде, и осуще­ствление практических действий с ними

 

Второй

(удовлетво­рительный)

3 балла

Воспроизведение     части     про­граммного материала

Полусопряженные действия учителя и ученика (вначале совместно с педа­гогом, а затем по образцу)

 

Обнаруживает ошибки по указа­нию педагога, устраняет ошибки с помощью педа­гога

Безответственное, безразличное от­ношение к учебной деятельности

4 балла

Воспроизведение большей части программного материала

Третий

(средний)

5 баллов

Осознанное воспроизведение зна­чительной части учебного мате­риала

 

Действия ученика по готовому об­разцу учителя

Обнаруживает ошибки с помо­щью педагога, устраняет ошибки по образцу педа­гога

Ситуативное про­явление старания и интереса к учебной деятельности

6 баллов

Осознанное   воспроизведение   в полном объеме учебного материа­ла, применение знаний в знакомой ситуации по образцу

 

Четвертый

(доста­точный)

7 баллов

Владение   учебным   материалом в знакомой ситуации

Действия ученика без образца учи­теля

Самостоятельно обнаруживает и устраняет ошибки

Постоянное прояв­ление старания и интереса к учебной деятельности

8 баллов

Оперирование учебным материа­лом в знакомой ситуации

 


 Первый критерий — обученность — основан на теории Л. С. Выготского о соотношении обучения и умственного развития. Он соответствуют показате­лям, принятым в массовой школе. Второй, третий и четвертый крите­рии являются специфическими и от­ражают своеобразие оценивания про­цесса усвоения программного матери­ала учащимися с интеллектуальной недостаточностью.

Второй критерий отражает степень самостоятельности выполнения задания учеником и ту меру помощи, которую оказывает учитель. Оказание помощи ребенку в процессе выполнения зада­ния — ведущий принцип при опреде­лении умственного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью: как ребенок относится к помощи, при­нял ли ее, какая доза и мера помощи ему нужна — все эти показатели не только имеют диагностическую значи­мость, реализуют стимулирующую функцию оценивания, но и обеспечива­ют психолого-педагогическое сопровож­дение. Виды помощи варьируются в зависимости от уровня обученности ребенка — вначале более «разверну­тые», а затем более «сжатые».

Третий критерий — корректировка знаний учеником — отражает, как ученик осуществляет контроль над правильностью выполнения задания. Показатели данного критерия смогут помочь учителю определить, необходи­ма ли помощь ученику с его стороны.

Четвертый критерий — степень ответственности и прилежания учени­ка в учебной деятельности. Показате­ли данного критерия помогут учите­лю установить личностные характери­стики ученика: прилежание в учебе, ответственность — негативное, безот­ветственное или ответственное отно­шение к деятельности, проявление старания и интереса к учебе.

Все четыре критерия, обозначенные в таблице 1, взаимосвязаны и взаимо­обусловлены. Знание учителем показате­лей каждого из критериев будет способ­ствовать адекватному оцениванию ре­зультатов учебной деятельности с уче­том индивидуальных возможностей каж­дого ученика, т. е. осуществлению личностно- ориетированного оценивания.

С этой же целью были разработа­ны таблицы 2—4.

В таблице 2 отражено соотноше­ние обученности и обучаемости учени­ка. Основываясь на теории Л. С. Вы­готского о соотношении обучения и умственного развития, мы опирались на понятия обученность и обучае­мость. Обученность выражает зону актуального (реального) развития, т. е. результат:

    уровень развития, с которым ре­бенок пришел в школу;

    уровень развития, которого он достиг на конкретном этапе обучения.

Обучаемость — зона ближайшего развития, т. е. как ребенок развива­ется в процессе обучения.


Соотношение обученности и обучаемости

 

Уровень

Обучаемость

Обученность

(оценка результата

работы ученика)

Мотивационная характеристика

Степень ответственно-сти и прилежания

Первый

(низкий)

Низкий уровень сформиро­ванности предметных и обще­учебных навыков, отсутствие познавательных интересов

 

1—2 балла

Проявление безразли­чия к отметке

Негативное отно­шение ребенка к учебной деятель­ности

Второй

(удовлет­ворительный)

Неосознанное воспроизведе­ние части учебного материала или его значительной части

3—4 балла

Безразличен к отмет­ке, но прилагает не­значительные усилия для выполнения и завершения задания

Безответственное отношение к учеб­ной деятельности

Третий

(средний)

Понимание сути задания, уме­ние объяснить правило, при­менение его по образцу, вы­полнение задания репродук­тивного характера

5—6 баллов

Заинтересован в хо­рошей отметке, прила­гает усилия для дос­тижения успеха

Ситуативное про­явление старания и интереса к учеб­ной деятельности

Четвертый

(достаточ-ный)

Выполнение заданий в изме­ненной ситуации, выполнение заданий продуктивного харак­тера, пользование понятийным аппаратом темы

7—8 баллов

Проявляет активность, стремится самостоя­тельно завершить ра­боту, прилагает мак­симум усилий

Постоянное про­явление старания и интереса к учеб­ной деятельности

Пятый

(высокий)

Применение знаний на прак­тике, самостоятельное опреде­ление целей и программы действий

9—10 баллов

Проявляет активность и самостоятельность в учебной деятельности, потребность в получе-нии высокой оценки

Ответственное отношение        к учебной  деятель­ности


 

В таблице 2 представлены крите­рии, способствующие адекватной оцен­ке уровня обучаемости и обученности, мотивационные характеристики, сте­пень ответственности и прилежания ученика и их поуровневые показате­ли. В данной таблице нашла отраже­ние диагностическая функция системы оценивания, она заключается в анали­зе учебных возможностей каждого ученика. Эта функция связана как с ранжированием вопросов, заданий, других методов и средств оценивания по уровням учебной деятельности, так и с использованием дидактических средств, позволяющих фиксировать анализ учебных возможностей каждо­го ученика, корригировать его знания и познавательную деятельность.

Важным этапом педагогического процесса является проверка (конт­роль), призванная установить степень достижения целей обучения, уровень сформированности знаний, умений и навыков обучающихся, а также выя­вить уровень их развития, включая индивидуальные качества и личност­ные характеристики.

В зависимости от дидактических условий определяются методы, с по­мощью которых та или иная форма проверки позволяет получить наибо­лее объективную информацию о каче­стве процесса и результатах учебной деятельности учащихся (беседа, опрос, наблюдение, контрольные работы, ди­дактические тесты, методы устного и письменного контроля).

 

Наиболее травмирующим для уча­щихся является отсутствие четкого оценивания. По мнению Б. Г. Ананьева, «отсутствие оценки есть самый худший вид оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирую­щее, не положительно стимулирующее, а депрессирующее» [1]. Безусловно, оце­нивание является естественным и необ­ходимым элементом образовательного процесса, но возможности для эффек­тивного личностного развития обеспечи­ваются только в случае доброжела­тельного, диалогического, межличностно­го взаимодействия всех его участников.

Оценке учебно-познавательной дея­тельности учащихся вспомогательной школы подлежат объем, системность и обобщенность усвоенных знаний, умений и навыков.

 


В таблице 3 мы отразили конт­ролирующую деятельность учителя и ученика и тем самым реализова­ли контролирующую функцию новой системы оценивания. В педагогичес­ком процессе имеются три состав­ляющие контрольно-оценочной дея­тельности: учителя; учащихся по отношению к другим; учащихся от­носительно себя.






Контрольно-оценочная деятель­ность учителя включает в себя два критерия — баллы (от 1 до 10) и оце­ночные суждения учителя. Оценивание учебной деятельности учащихся в бал­лах сочетается с оценочными суждениями учителя, соответственно характе­ристики таких суждений возрастают от уровня к уровню и позволяют ученику определить, за какой объем знаний и качество выполнения задания он полу­чит тот или иной балл.

 



Контрольно-оценочная деятель­ность учащихся по отношению к другим ориентирует учителя на опре­деление уровня сформированности у ученика взаимоконтроля и взаимооцен­ки. Выделение данных критериев и характеристика их показателей по уровням поможет учителю определить методы, приемы и способы формиро­вания у детей с интеллектуальной не­достаточностью важных показателей познавательной деятельности.

Контрольно-оценочная деятель­ность учащихся относительно самих себя является одним из компонентов оценки. Нами определены наиболее существенные критерии — самоконт­роль, т. е. корректировка знаний уче­ником, и самооценка — оценка уче­ником самого себя. Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью типична высокая самооценка и непра­вомерный уровень притязаний. Особо значимой является оценка, которую дает взрослый. Если оценка является положительной без достаточных на это оснований, у детей формируется завышенная самооценка, и наоборот. При переходе из младших классов в старшие у школьника возрастает адекватность личностной самооценки (Г. М. Дульнев, Б. И. Пинский и др.). Ведущая роль в формировании адек­ватной самооценки и уровня притяза­ний принадлежит учителю. Адекват­ные оценочные суждения должны предварять самооценку, они на на­чальных этапах обучения являются для ученика образцом, примером для подражания. Постепенно и сам ученик начинает адекватно оценивать себя.

Контролирующая функция оцени­вания  позволяет  на   разных  этапах обучения ученика достаточно объек­тивно определить уровень, которому соответствует его учебная деятель­ность при текущем, тематическом и итоговом контроле.

Содержание таблицы 4 ориентиру­ет учителя на стимулирование учени­ка в учебной деятельности. В ней вы­делен ряд критериев. Один из них — помощь педагога ученику. Показатели этого критерия направлены на опре­деление учителем дозы помощи каж­дому ученику с учетом его возможно­стей. Второй критерий — оценочные суждения учителя, они дополняют оценивание достижений ученика в бал­лах (от 1 до 10). Третий критерий — создание ситуаций достижения успеха формирует у ученика уверенность в своих силах.

Стимулирование школьника с ин­теллектуальной недостаточностью на­ходится в тесной связи с формиро­ванием мотивации достижения успе­ха в учении, что во многом зависит от того, как педагог обращается с ним, когда он добивается успеха или терпит неудачу, при этом учет про­явления индивидуальных качеств и свойств личности «снимает» у школьника состояние страха и сти­мулирует его к продвижению, дости­жению более высоких результатов. В данной таблице реализуется сти­мулирующая функция системы оце­нивания.

В контексте вышеизложенного об­ратимся к исходному вопросу статьи: какой должна быть система оценива­ния во вспомогательной школе? Нам представляется, что десятибалльная система оценивания должна быть ориентирована на содержание учебно­го плана, учебных программ и учеб­ных пособий для учащихся вспомога­тельных школ. Оценивание осуществ­ляется с учетом их возможностей ус­воения программного материала. Можно    утверждать,    что    учитель


вправе осуществлять адекватное  оценивание учащихся с интеллектуальной недостаточностью в 1—10 баллов с опорой на общие критерии и показатели, принятые в массовой школе, и специфические, которые ориентируют учителя на учет учебных возможностей учащихся.

 

 

 

 

Таблица 4

Стимулирование ученика в учебной деятельности

 

Уровень

Оценочные суждении учителя

Создание ситуаций достижения успеха

Первый

(низкий)

Хорошо, ты узнал...

Ты смог найти...

Ты выполнил задания на 1 (2) балла.

Ты можешь...

Ты справишься... Попробуй сделать... Я тебе помогу.

Второй

(удовлетвори­тельный)

Хорошо, ты смог запомнить...

Ты можешь рассказать...

Ты выполнил задания на 3 (4) балла.

Ты сможешь запомнить...

Ты знаешь...

У тебя получается...

Ты уже умеешь...

Третий

(средний)

Молодец, ты понимаешь...

Ты уже объясняешь...

Ты выполнил задания на 5 (6) баллов.

Это задание ты можешь выполнить самостоятельно.

Ты можешь сам исправить ошибки.

Ты можешь попробовать объяснить.

Четвертый

(доста­точный)

Очень хорошо, ты можешь привести примеры.

Ты   уже   самостоятельно   устраняешь ошибки.

Ты выполнил задания на 7 (8) баллов.

Ты знаешь правильный ответ.

Ты можешь привести свои примеры.

Ты знаешь как объяснить...

Пятый

(высокий)

Отлично, ты свободно пользуешься про­граммным материалом.

Ты умеешь выполнять сложные задания.

Ты заслужил 9(10) баллов.

Ты умеешь делать выводы.

Ты можешь составить план.

Ты можешь придумать.

Ты можешь составить рассказ.

Ты справишься со сложным заданием.

1.    Ананьев Б. Г. Пространственные различия. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1955.

2.    Липкина А. И. Воспитательная роль оценки знаний у учащихся // Начальная школа. — 1969. — № 7. — С. 18—24.

3.    Лернер И. Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? — М., 1978.

4.    Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.

5.    Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности учащихся учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования: Инструк­тивно-методические материалы // Сб. нормативных документов Министерства образо­вания Республики Беларусь. — Мн.: НИО, 2003. — № 7.

6.    Журнал «Дефектология», № 3,  2005 г., с. 6


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сервисы для создания интерактивного учебного контента

Рабочие листы в документах Google Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) — цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся...