Цель семинара:
совершенствование необходимых компетенций педагогических работников по адаптации и социализации учащихся с ОПФР.
Задачи:
-актуализировать знания педагогов о формах и методах
адаптации учащихся с ОПФР в условиях интегрированного обучения;
-обучить педагогов практическим навыкам работы по адаптации
учащихся с ОПФР;
-выявить проблемы в деятельности педагогов по
адаптации обучающихся с ОПФР и предложить пути их решения.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
Заместитель
директора по учебной работе Г.Н. Ладо
·
Методические основы социального включения детей с особенностями
психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания
Заместитель директора по
учебной работе Г.Н. Ладо
·
Социально-психологический климат в классе интегрированного обучения и
воспитания
Педагог-психолог А.В.
Тарабеш
·
Профилактика конфликтов в детском коллективе
Учитель начальных классов И.В. Насковец
·
Деятельность учителя по нормализации отношений между участниками
образовательного процесса
Учитель-дефектолог
А.С. Левчик
·
Обсуждение проблем
в деятельности педагогов по адаптации обучающихся с ОПФР. Поиск пути их решения
Круглый стол
·
Рефлексия. Подведение итогов семинара
Материалы семинара
Методические основы социального включения детей с особенностями
психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания
Зам. директора по УР Г.Н. Ладо
Включение детей с особенностями
психофизического развития в учебный процесс. Создание оптимальных условий
(нормативно-правовых, научнометодических, кадровых, материальных,
санитарно-гигиенических, социальных, психологических, мотивационных и др.)
нужно для полноценного функционирования и постоянного развития интегрированного
обучения (инклюзивного образования) в учреждениях образования общего типа.
Конечным итогом это процесса для ребенка с дизонтогенезом является реализация
его потенциальных возможностей, максимальная адаптация в социальной среде. Для
того чтобы успешно включить ребенка с ОПФР в учебный процесс, по мнению Н. Я.
Семаго, необходимо соблюдать ряд условий: индивидуальные занятия с
учителем-дефектологом; индивидуальные занятия с логопедом; адаптации и
модификации программного материала или использование специальных образовательных
программ, соответствующей дидактики; опора на практический опыт при овладении
навыками; наблюдение и поддержка врачей, тьюторов, ассистентов. «При этом важно
соблюдать правило постепенности включения ребенка в группу обычных детей … ,
дозирование времени пребывания в группе с целью максимальной социальной
адаптации» [7, с.49]. Мы считаем, что еще одним обязательным условием включения
ребенка с ОПФР в учебный процесс является организация активного и продуктивного
взаимодействия учащихся с нарушениями развития и нормально развивающихся как на
учебных занятиях, так и во внеурочное время. Условия и приемы организации
активного и продуктивного взаимодействия учащихся на учебных занятиях и во
внеурочной деятельности.
Условия активного и продуктивного взаимодействия учащихся на учебных
занятиях и во внеурочной деятельности:
·
психолого-педагогическое
сопровождение процесса психосоциального развития, формирование способности к
взаимопознанию и пониманию;
·
формирование
готовности членов малой группы и педагога к принятию и включению ребенка с
дизонтогенезом;
·
организация
субъект-субъектных форм взаимодействия в триаде «учитель – нормально развивающийся
ребенок – ребенок с ОПФР»;
·
создание
ситуации успешной деятельности как для ребенка нормально развивающегося, так и
для ребенка с дизонтогенезом;
·
налаживание
контактов родителей нормально развивающихся детей и родителей детей с ОПФР.
Социально-психологический климат в группах (классах)
интегрированного обучения и воспитания и инклюзивного образования, профилактика
психологического напряжения и конфликтных ситуаций.
Социальный климат - определяется тем, насколько в данной
группе (классе) высока осознанность общих целей и задач, насколько здесь
гарантировано соблюдение всех конституционных прав учеников как граждан.
Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей
членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения
характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы,
относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который
отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных
отношений.
Формирование
социально-психологического климата в классах (группах) интегрированного
(инклюзивного) образования будет зависеть от:
1. степени готовности к
интегрированному (инклюзивному) образованию педагогов, работающих с детьми. От
их личностных качеств (открытость, расположенность к детям, чувство юмора,
инициативность, коммуникабельность, креативность); профессиональных качеств
(теоретическая и методическая вооружѐнность); ориентации на эмоциональный
комфорт детей, что является следствием личностной и профессиональной
подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.
Если педагоги принимают процесс, толерантно и эмпатично относятся к детям с
дизонтогенезом, то обычные дети с большей долей вероятности будут относиться
также, если настроены негативно, то дети с ОПФР неизбежно будут «изгоями» и
«пренебрегаемыми»;
2. мнения родителей обычных детей,
посещающих такой класс. Значимый взрослый (в данном возрасте это родители и
педагог) для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста является
непререкаемым авторитетом. От того, как будут родители относиться к
одноклассникам с дизонтогенезом, зависит, сложатся ли отношения между детьми,
насколько успешна будет интеграция (инклюзия) в конкретном классе;
3. психологической готовности самих
нормально развивающихся детей принять «инаковость» сверстника.
Социально-психологический климат в классе интегрированного обучения и
воспитания
Педагог-психолог А.В. Тарабеш
Очень важно готовить всех субъектов
образовательного процесса к открытию классов (групп) интегрированного
(инклюзивного) образования, чтобы процесс формирования
социально-психологического климата был более легким и успешным.
Характеристики благоприятного социально-психологического климата.
1. В детской группе преобладает
бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений, оптимизм в настроении; отношения
стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям
нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в
отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми
пожеланиями.
2. В группе существуют нормы
справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда
поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В группе высоко ценят такие
черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
4. Члены группы активны, полны
энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и
добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных
детей вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
6. В отношениях между группировками
внутри группы существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.
Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата.
1. В детской группе преобладают
подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность,
антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива
проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом;
критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята
позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения
главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В группе отсутствуют нормы
справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на
"привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно
относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними,
чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как
ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны,
пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно
поднять на общее дело. 5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными
остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или
злорадство.
6. В классе возникают конфликтующие
между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7. В трудных случаях класс не
способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив
закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.
Наиболее эффективные способы формирования и поддержания
социально-психологического климата в группе:
·
необходимо ставить цели и создавать условия для
организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу,
креативность;
·
находить общие интересы, которые объединили бы детей и
на их основе организовывать общие дела;
·
формировать традиции группы;
·
привлекать ребят проводить свободное время вместе
(поход в театр и т.д.);
·
создавать ситуации коллективного сопереживания
значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого
ребенка;
·
привносить общечеловеческие ценности в жизнь детского
коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам
разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая
интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
·
создавать условия для повышения комфортности
самочувствия детей и сохранению стабильно - положительных отношений между
педагогами и детьми; развивать коммуникативную культуру, навыки общения и
сотрудничества;
·
развивать эмпатийные способности членов группы, умение
и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.
Профилактика конфликтов в детском коллективе
Учитель начальных классов И.В. Насковец
Профилактика конфликтов в детском
коллективе крайне важна. Деятельность по предупреждению конфликтов могут
осуществлять сами ученики и учителя, школьные психологи.
Работа может проводиться по
направлениям:
·
создание объективных условий, препятствующих
возникновению и деструктивному развитию конфликтных ситуаций (доброжелательное,
теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны
учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и
родителей);
·
оптимизация организационно-управленческих условий
работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ
среди учителей и учеников (нужно не скупиться на похвалы, одобрение, награды,
поощрения в виде грамот);
·
создание «ситуации успеха». Устранение социально –
психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно
разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать
действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться
дети.
Главным средством педагогических
мер по предупреждению конфликтов в детском коллективе является метод убеждения,
цель которого - привести ребенка к пониманию того, что конфликт оказывает
вредное воздействие как на личность конфликтующих, так и на
социально-психологический климат. Большую роль в процессе убеждения играет
авторитет учителя и уровень его педагогического мастерства.
Педагогу следует обратить внимание
на такие социально-психологические методы профилактики конфликтов, как метод
сохранения репутации партнера по общению, уважения к его достоинству,
готовности оказать ему практическое содействие; метод взаимного дополнения,
предполагающий опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы
сами; метод признания достоинств партнѐра, выражение должного уважения к его
личности .
Наиболее важным методом
профилактики межличностных конфликтов является социально-психологический
тренинг. Игровая форма работы позволяет в доступной и интересной форме
рассказать о методах сглаживания конфликтов, стилях поведения в конфликтных
ситуациях, способах разрешения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов
классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все
цвета, кроме черного», «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.
д. Важнейшими направлениями профилактики конфликтов являются: знание
психологических особенностей детей, учѐт их характера и темперамента в процессе
педагогической деятельности, создание атмосферы уважения и доверия в
коллективе, выявление причин конфликтной ситуации.
Деятельность учителя по нормализации отношений между участниками
образовательного процесса.
Учитель-дефектолог А.С. Левчик
1.
Педагоги могут разъяснять тему равноправия людей с
инвалидностью в группах и классах, пригласив взрослого или ребенка с
инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с
детьми. Педагоги должны подготовить класс к беседе, объяснив понятие
«инвалидность» и «ограниченные возможности» и обсудив, кто же является
инвалидом. Это может быть любой «отличающийся от других».
Необходимо:
а)
объяснить различие между тем, что человек болен или повредил себе что-либо на
короткое время, и человеком с инвалидностью. Многие дети имеют опыт болезни или
травмы. Нужно поговорить с ними об этом и о том, что в них изменялось, и как
вело себя их тело. Спросить их, как они при этом себя чувствовали. Объяснить
им, что инвалидность – это то, что происходит с телом, когда вы не
выздоравливаете или на то, чтобы выздороветь вам потребуется больше года.
Перечислить различные виды инвалидности;
б)
объяснить, что, как только человек привыкает к своим ограниченным возможностям,
все будет зависеть от окружающих его людей, от того, как они будут думать об
этих возможностях и, учитывая их, будут строить автобусы, здания, дороги,
кинотеатры, дома, магазины, школы. Если что-то может помешать людям с
ограниченными возможностями пользоваться чем-либо, то именно тогда они
чувствуют себя инвалидами;
в)
попросить человека с инвалидностью рассказать что-то из его собственного опыта,
это имеет большое влияние на детей. Им стоит рассказать о том, как они чувствуют
дискриминацию, как их обзывали лишь за то, что они являются инвалидами. Детям
следует понять, что дискриминация по признаку инвалидности является
притеснением и не считается только личной проблемой индивидуума;
г)
класс/группа должны обсуждать вопрос об издевательствах над человеком из-за
того, как человек выглядит, как говорит, как развит или как ведет себя. Даже
совсем маленькие дети реагируют на такие рассказы, потому что у них обостренное
чувство справедливости. Дети могут рассказывать о своем опыте или об инвалидах,
которых они знают, например, о своих родственниках или о друзьях. Следует
поощрять их рассказывать случаи о том, как они себя чувствовали, когда их
дразнили. Любые дети-инвалиды в классе должны чувствовать себя свободно и
говорить раскованно, включая детей со скрытыми ограничениями (например,
эпилепсия, диабет);
д) педагог
отмечает любые способности или достижения выступающего ребенка-инвалида или
любых детей-инвалидов в классе.
2. Педагоги
могут использовать рассказы, песни, музыку, спектакли, ролевые игры, рисование,
чтобы рассматривать тему о различиях.
3. Педагоги
могут провести работу, чтобы дети не обзывались. Работая на доске со всем
классом (группой) попросить класс назвать все слова, которые они когда-либо
слышали, чтобы описать инвалидов. Записать эти слова одним цветом на белой
бумаге или на доске, выделить все те слова, которые считаются негативными.
Обсудить с детьми, как они чувствовали бы себя, если бы их обзывали этими
словами.
4. Педагог
может провести работу по изучению доступности окружающей среды в учреждении.
Можно составить крупномасштабный план учреждения. Разделить его на секции,
предназначенные для малых групп, и рассмотреть все детали плана, а также
посетить все места, чтобы вместе выяснить, сможет ли инвалид, передвигающийся
на коляске, пройти в любом месте и принять участие во всех мероприятиях. Лучше
всего это сделать с человеком на коляске или просто, одолжив коляску. Обсудите
все поднятые вопросы о доступности обычных школ для детей-инвалидов.
5. Педагог
может провести работу по изучению доступности окружающей среды вне учреждения.
Проведите экскурсию с классом (группой) вокруг местного крупного магазина с
крупномасштабной картой всей территории и отдельных ее сегментов.
Предварительно нужно согласовать с детьми систему символов, чтобы записывать
отдельные типы магазинов или служб – продукты, супермаркет, парикмахерская,
банк, ресторан, аптека и другое – по определенным секторам. Предложите детям
также отметить барьеры для глухих или слепых людей, для людей на колясках и для
людей с трудностями в обучении. Попросите их отметить любые приспособления,
которые помогут инвалидам пользоваться службами. При возвращении в класс
отметьте графически на карте результаты и проведите по ним обсуждение, а также
спросите, что они думают по поводу того, что они выяснили. В результате
обсуждения группы в классе могут выполнить некоторые из следующих заданий или
постепенно выполнить все: нарисуйте и изготовьте плакат, на котором будет ясно
изображено, что доступ нужен всем и почему; поставьте короткую пьеску,
отражающую проблемы, которые возникают у инвалидов при отсутствии доступности к
службам; проведите общее собрание, на котором класс расскажет всей школе, какую
работу они провели.
6. Педагог
может провести работу по изучению изображений инвалидов в рассказах, по
телевидению, в фильмах, в журналах. Проведите общее обсуждение об изображении
инвалидов в сказках и других хорошо известных детских рассказах. В группах или
все вместе послушайте рассказ и перескажите его, чтобы позитивно показать
персонажи – инвалиды. Телевидение и фильмы. Попросите класс назвать все
изображения инвалидов, какие только они могут припомнить. Затем обсудите
стереотипы и объедините в группы стереотипов изображенных людей, о которых они
рассказали. Безусловно, это только некоторые приемы в деятельности педагога по
изучению феномена инвалидности с целью нормализации отношений между
сверстниками с особенностями развития и без них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий