30 декабря 2020 года в ГУО «Средняя школа №123 г. Минска» прошёл семинар-практикум на тему «Особенности работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
На семинаре были представлены рекомендации по работе с учащимися с ОДА для педагогов, работающих с детьми с ОПФР, просмотрена запись вебинара о коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.Педагоги классов интегрированного обучения и учителя-дефектологи.
ПРОГРАММА СЕМИНАРА
Заместитель директора по учебной работе Г.Н. Ладо
Учителю об организации образовательного процесса с учащимися с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Учитель-дефектолог Е.О. Леванович
Учитель-дефектолог А.С. Левчик
·
Рефлексия. Подведение итогов семинара
Материалы семинара
Учителю об организации образовательного процесса с учащимися с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
(Рекомендации
специалистов по организации образовательного процесса и обеспечению его
эффективности)
1. Соблюдать
особый двигательный режим на каждом занятии:
— фиксировать ребенка
в специальном стуле, удерживающем вертикальное положение сидя;
— применять
утяжелители для детей с размашистыми гиперкинезами (насильственными
движениями), осложняющими захват предмета (ручки, книги или другого) либо иную
учебную деятельность (например, чтение, так как гиперкинезы мешают фиксации
взгляда и прослеживанию строки);
— предоставлять
обязательный перерыв на физкультминутку.
2. Развивать
пространственную и временную ориентацию на каждом занятии посредством включения
целенаправленных упражнений (например, клади ручку справа от тетради; найди
сегодняшнюю дату на календаре и т. д.).
3. Воспитывать у детей
с усиленным слюнотечением навыки самоконтроля, использовать контролирующую
помощь в виде напоминания проглотить слюну с целью формирования у ребенка
устойчивой привычки — контроля за слюнотечением.
4. Обеспечивать на
уроке комфортное состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать это
во время всех занятий (детям с детским церебральным параличом свойственна
повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и
спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при
затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).
5. Детям,
имеющим тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с
тяжелым нарушением речи), обеспечивать индивидуальный подбор заданий в тестовой
форме, позволяющей им не давать развернутого речевого ответа.
6. Соблюдать во время
занятий особый речевой режим: демонстрировать четкую, разборчивую речь без
резкого повышения голоса, обеспечивать необходимое число повторений, выразительное
артикулирование.
7. Осуществлять
адаптацию объема и характера учебного материала к познавательным возможностям
учащихся. Детализировать учебный материал, преподносить его небольшими
порциями, с постепенным усложнением и рекомендацией (демонстрацией) способов
облегчения трудных заданий.
8. Организовывать
коррекционную направленность обучения (обеспечивающую помощь) в процессе
усвоения учебного материала, нормализацию деятельности учащихся с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата на каждом уроке.
9. Применять различные
виды деятельности с использованием наглядно-предметного образца на уроках
ручного труда, изобразительного искусства, способствующие формированию
обобщенных приемов учебной деятельности.
10.Создавать условия
для формирования адекватной самооценки, учить детей проверять качество своей
работы как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату.
11. Развивать
потребность в самоконтроле, стимулировать осознанное отношение к выполняемой
работе, воспитывать ответственность за качество выполнения.
12.Учитывать
индивидуальные возможности каждого учащегося. В случаях, когда ребенок не в
состоянии работать на данном уроке в силу психосоматических причин, объяснение
учебного материала отсрочить и провести на индивидуально-групповых занятиях или
индивидуально.
13. Использовать
целесообразное переключение детей с одного вида деятельности на другой,
применять разнообразные виды занятий для предупреждения быстрой утомляемости
или снятия ее.
14. Обеспечивать
интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся путем использования
красочного дидактического материала, введения игровых моментов.
15. Создавать
психологический комфорт урока, демонстрировать мягкий доброжелательный тон
учителя, выражать внимание к ребенку, поощрять его малейшие успехи.
16. Формировать
эмоционально-положительное отношение к учебной деятельности, показывать шаги
успеха, стимулировать ребенка к достижению успеха.
17. Создавать условия
для получения хорошей оценки, использовать поэтапное выполнение учебных заданий
по возрастающей трудности и предоставлять время на их выполнение.
18. Четко, спокойно
аргументировать оценку результатов деятельности, усиливать акценты на
позитивных сторонах.
19. Вырабатывать (давать) рекомендации родителям по
воспитанию, обучению и коррекции недостатков в развитии, основанные на учете
возрастных, индивидуальных и психофизических возможностей их детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий