воскресенье, 27 декабря 2020 г.

Семинар «Организация повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах особенностей работы с детьми с психофизическим инфантилизмом, методики формирования произвольности поведения и деятельности.»

28 декабря 2020 года в ГУО «Средняя школа №123 г. Минска» прошёл семинар на тему «Организация повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах особенностей работы с детьми с психофизическим инфантилизмом, методики формирования произвольности поведения и деятельности».

На семинаре были представлены рекомендации по работе с учащимися с психофизическим инфантилизмом, методики формирования произвольности поведения и деятельности для педагогов, работающих с детьми с ОПФР.

 Категория участников:

      Педагоги классов интегрированного обучения и учителя-дефектологи.

 

ПРОГРАММА СЕМИНАРА

 ·         Приветственное слово

Заместитель директора по учебной работе Г.Н. Ладо 

Просмотр записи вебинара на тему "Проблемы школьной неуспешности: как привлечь ученика на сторону учителя. Содержательный, деятельностный и рефлексивный аспекты"

·         Особенности работы с детьми с ОПФР

 Учитель-дефектолог Д.В. Гордейчик

·         Методика проведения коррекционных занятий у учащихся с интеллектуальной недостаточностью и трудностями в обучении.

Учитель-дефектолог  А.С. Левчик

·         Особенности психических процессов у учащихся с ОПФР

Учитель-дефектолог Е.О. Леванович

·         Разработка памятки для педагогов, работающих с детьми с ОПФР

·         Рефлексия. Подведение итогов семинара

 

 

ИНФОРМАЦИЯ для педагогов,

работающих с детьми с ОПФР

 

Особенности психических процессов у детей с ОПФР

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности.

У умственно отсталых имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Все это является физиологической основой для аномального психического развития ребенка, включая процессы познания, эмоции, волю, личность в целом.

Для умственно отсталых характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании.

 

 Как показывают данные исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций. В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Их опыт крайне беден. Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания — восприятие. Часто восприятие умственно отсталых страдает из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи. Но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, восприятие этих детей отличается рядом особенностей. Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Умственно отсталым требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п.

Отмечается также узость объема восприятия. Умственно отсталые выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал. Кроме того, характерным является нарушение избирательности восприятия.

Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их восприятием необходимо руководить. Так, при предъявлении детям картины с изображением нелепых ситуаций (нелепость изображенного им понятна) не отмечается выраженных эмоциональных проявлений, подобных тем, которые наблюдаются у детей с нормальным интеллектом. Это объясняется не только различиями их эмоциональных реакций, но и пассивностью процесса восприятия. Они не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую-то одну нелепость, они не переходят к поискам остальных, им требуется постоянное побуждение. В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога не могут выполнить доступное их пониманию задание.

Для умственно отсталых характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Часто даже в 8—9-летнем возрасте эти дети не различают правую и левую сторону, не могут найти в помещении школы свой класс, столовую, туалет и т. п. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже своих сверстников с нормальным интеллектом умственно отсталые начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета.

Восприятие неразрывно связано с мышлением. Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Все эти операции у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок.Это особенно ярко проявляется у психически больных детей, у детей с поражением лобных отделов головного мозга и у имбецилов. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой. Для всех умственно отсталых детей характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Умственно отсталые обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле.

Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти — запоминание, сохранение и воспроизведение — у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Воспроизведение — процесс очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении. Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у их нормальных сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия— представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

У умственно отсталых воображение отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью. Так как их жизненный опыт беден, а мыслительные операции несовершенны, формирование воображения идет на неблагоприятной основе.

У умственно отсталых детей более, чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания: малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость.При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, однако преимущественно недоразвита именно его произвольная сторона. Это связано с тем, что умственно отсталые дети при возникновении трудностей не пытаются их преодолевать.

Слабость произвольного внимания проявляется и в том, что в процессе обучения отмечается частая смена объектов внимания, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте или одном виде деятельности.

Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечаются недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех — слезами и т. п. Переживания их неглубокие, поверхностные. У некоторых умственно отсталых эмоциональные реакции не адекватны источнику. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада (патологические эмоциональные состояния — эйфория, дисфория, апатия).

Необходимо учитывать и состояние волевой сферы умственно отсталых. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость — отличительные качества их волевых процессов. Как отмечают исследователи, умственно отсталые дети предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто наблюдаемы подражание и импульсивные поступки. Из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство.

Все эти особенности психических процессов умственно отсталых учащихся влияют на характер протекания их деятельности. Отмечая несформированность навыков учебной деятельности, следует прежде всего отметить недоразвитие целенаправленности деятельности, а также трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Умственно отсталые приступают к работе без необходимой предшествующей ориентировки в ней, не руководствуются конечной целью. В результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, соскальзывают на действия, производимые ранее, причем переносят их в неизменном виде, не учитывая того, что имеют дело с иным заданием. Этот уход от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей, а также в случаях, когда ведущими являются ближайшие мотивы деятельности («лишь бы сделать»). Умственно отсталые не соотносят получаемые результаты с задачей, которая была перед ними поставлена, а потому не могут правильно оценить ее решение. Некритичность к своей работе также является особенностью деятельности этих детей.

Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов умственно отсталых.

Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых. Психологи указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Снижена активность всей деятельности. Эти черты личности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные).

Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений.

 

 

Памятка для педагогов, работающих с детьми

с ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Список рекомендаций и стратегий, указанный ниже, составлен специально для педагогов, работающих с детьми с ОПФР с целью поддержать их стремление в обучении детей и подростков с ограниченными возможностями.

Общие рекомендации.

1.     Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.

2.     Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.

3.     Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.

4.     Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.

5.     Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.

6.     Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.

Тактика поведения с учениками (стратегии).

1.     Введите учеников в курс дела: покажите им расписание занятий, расскажите о своих требованиях к ним.

2.     Помните, что детям с ограниченными возможностями очень важен четкий распорядок дня. Поэтому для них необходимо составление графика. Не забывайте предупреждать учеников о всех изменениях заранее, особенно если это касается их расписания.

3.     У детей с ОПФР очень часто могут возникать следующие организационные проблемы:

а) неряшливое отношение, как к своему внешнему виду, так и к школьным принадлежностям;

б) частая забывчивость каких-либо предметов дома.

Для решения этих проблем учитель должен обратиться за помощью к родителям ребенка.

1.     Необходимо научить учеников правильно задавать вопросы. Обращаясь к вам за помощью, все ученики должны чувствовать себя абсолютно свободно.

2.     Не давайте материал в полном объеме, разделите его на части. Приводите как можно больше примеров.

3.     Используйте наглядные пособия: видео фильмы, слайды, компьютерную графику, диаграммы, таблицы, картинки. Пишите на доске, выделяя и подчеркивая все необходимое.

4.     Не забывайте правило: ”Повторение – мать учения”. Постоянно возвращайтесь к пройденным темам.

5.     Дайте ученику только то количество материала, которое он может усвоить, а не общепринятое.

6.     Не забывайте, что многие не могут одновременно слушать и записывать. Конспектировать услышанное для многих детей очень сложно.

7.     Оценки ставьте снисходительно. Оценивайте выполненную работу за содержание, а не за внешний вид.

8.     Разрешайте ученикам пользоваться на уроке различными словарями, учебниками, компьютерами и калькуляторами.

9.     Никогда не критикуйте ребят с ограниченными способностями перед другими детьми. Помните, что только поощряя их, они будут добиваться лучших результатов.

10. Заканчивайте урок со звонком, перемена существует для отдыха.

11. Хвалите учеников за их хорошее поведение.

12. Самое главное – не упустить случая похвалить ученика и повысить в нем чувство собственного достоинства.

 

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ,

КОТОРЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ КАЖДОГО ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ДЕТЬМИ С ОПФР:

·         В совершенстве знай спецпсихологию;

·         Создавай в классе, в школе благоприятный психологический климат;

·         Воздействуй на ребёнка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

·         Не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

·         Помни: максимум поощрения, минимум наказания;

·         Требуя, учитывай реальные возможности ребёнка;

·         Каждому ребёнку – индивидуальный подход, индивидуально дозируй темпы и объём работы;

·         Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;

·         Учи ребёнка посильным приёмам регуляции поведения;

·         Утверждай позицию ребёнка в коллективе, веру в свои силы;

·         Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление;

·         Соблюдай все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей в школе;

·         Работай в тесном контакте с врачом, медсестрой.

Начиная работу в классе, где обучаются дети с ОПФР, прежде всего, необходимо:

·         Выделить этих учащихся для себя, т.к. в обычную схему урока они не укладываются;

·         Познакомиться с ними поближе (интересы детей, умение ладить с товарищами и взрослыми, психологические особенности детей)

·         Установить с ними тесный контакт: дети вам должны доверять, уважать и любить.

 

РАБОТА НА УРОКЕ

Задания для детей с ОПФР должны носить конкретный практический характер.

Задания должны быть индивидуальными по объёму и сложности;

Новый материал нужно давать порциями.

Обучение должно быть растянуто во времени, содержать многократное повторение и с постоянной опорой на наглядность.

В процессе обучения целесообразно опираться на все виды анализаторов (слух, зрение, осязание…)

Наиболее сложная информация должна даваться ученику с ОПФР в период его наибольшей работоспособности на уроке.

 

Психолого-педагогические рекомендации

по организации оценочных ситуаций в учебном процессе

При оценивании ученика с особенностями психофизического развития:

·         Учитывать темп и объём оцениваемого материала, реальные личностные и физиологические особенности ребёнка;

·         Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний;

·         Использовать оценку как информацию об эффективности работы ребёнка, а не как средство давления или контроля;

·         Избегать травмирующих ситуаций при выставлении оценок, осторожно использовать отметки «два» и «один»;

·         Чаще использовать развёрнутую оценку работы ученика, обосновывая выставленное за ответ количество баллов;

·         Создавать в классе благоприятный психологический климат, утверждая позицию ребёнка с особенностями психофизического развития в классе, коллективе, веру в собственные силы.

·         Помнить, что оценка — это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.

·         Иметь «установку на добро» — замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

·         Развивать у детей самоконтроль, умение оценивать свою работу, а также работу других учеников.

·         Проявлять нейтральные реакции или положительные эмоции на уроке (исключить сарказм и унижение оценкой).

·         Оценка ученикам с ОПФР выставляется по психолого-педагогическим параметрам работы ученика, т.е. за внимательность в течение всего занятия, за активность, за желание работать, за количество самостоятельно обнаруженных и исправленных, а не допущенных ошибок.

·         Значительно важнее нормативной оценки создание для ученика с ОПФР благоприятного психологического климата на уроке, т.к. цель интегрированного обучения – социализация детей с ОПФР, включение их в учебный процесс на доступном для них уровне, в трудовую деятельность, во внеклассные и внешкольные мероприятия.

·         сравнивать успехи ребёнка с ОПФР можно только с его собственными достижениями с учётом программы, по которой он занимается.

·         поощряйте детей за каждое выполненное ими задание, подбадривайте при неудаче.

 

ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ УЧЕНИКА, НЕОБХОДИМО:

·         · Опираться на сильные стороны ученика.

·         · Избегать подчёркивания его промахов.

·         · Показывать, что вы удовлетворены учеником.

·         · Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ученику.

·         · Уметь помочь ученику разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.

·         · Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием

·         · Уметь взаимодействовать с учеником

·         · Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

·         · Принимать индивидуальность ученика.

·         · Проявлять веру в ученика, эмпатию к нему.

·         · Демонстрировать оптимизм.

 

 

 

 

 

Особенности работы с детьми с ОПФР

 

Только тогда станешь человеком,

когда научишься видеть человека в другом.

А. Н. Радищев

Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР).

Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания…

 Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства.

В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успешной социализации.

В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ.

Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив.

Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников.   Общими   усилиями   педагога,   родителей   и   дефектолога   создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

В любой ситуации учителю необходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и дружелюбным по отношению к детям. С особым терпением и тактом он должен относится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая подвижность или, наоборот, скованность, упрямство, неадекватные страхи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосредоточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привычки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

В кодексе психолога записано: «Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам». Помня об этом, учитель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности.

В учебном процессе широко используются невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся:

·         ласковая, ободряющая интонация;

·         небольшое (меньше метра) расстояние между учителем и учеником;

·         перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на
уровне глаз). Основная цель общения — создание условий для позитивного развития
ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлыков, не спешит ставить
диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему
преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель принимает ученика
таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих
требований и не высказывая отрицательных оценочных суждений. Наоборот, подбадри­
вает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с заданием,
правильно ответит.

В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный словесный прием — 30 вариантов того, как сказать ребенку «молодец» (из книги А. Р. Маллера «Ребенок с ограниченными возможностями»):

Прекрасно!

Мне нравится, как ты это сделал. Это у тебя получилось лучше всего. Здорово придумал! Я просто обожаю это.

Умница! Ты сделал это! Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо сказать родителям!

Все лучше и лучше! Удивительно! Ура!

Здорово, молодец! Так чудно! Хорошо, а как тебе это? Очень неплохо! Ты делаешь все аккуратно.

Это просто замечательно!

Ах, превосходно!

Похлопаем нашему…

Именно так.

Восхитительно!

Правильно.

Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично!

Мне нравится, потому что…

Ну, просто изумительно!

В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, «каждый ребенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения». Текущая работа учащихся с ОПФР сравниваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями прису­щи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса. Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять.

На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе «учитель — ученик» при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

·         создание условий для формирования содержательной учебной мотивации;

·         целенаправленность и системность педагогической работы;

·         ее направленность на результативную подготовку каждого ученика;

·         обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников;

·         дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;

·         обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса;

·         стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;

·         широкое использование игровых методов и приемов обучения;

·         фиксирование внимания на позитивных продвижениях слабоуспевающих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;

·         создание для детей ситуаций успеха;

·         оказание учащимся необходимой помощи разного вида: стимулирующей, направляющей, обучающей;

·         обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

        Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспечен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сервисы для создания интерактивного учебного контента

Рабочие листы в документах Google Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) — цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся...