воскресенье, 24 сентября 2023 г.

Коррекционные занятия "Ритмика и танец"


для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

1-5 классы



Скачать методику проведения занятий + планирование 

Использованные источники:

1.     Программа коррекционных занятий «Ритмика и танец» для I–IV классов учебного плана специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательнойшколы-интерната) для детей с нарушениями зрения с русским языком обучения ивоспитания. 2021 г.

2.     Логопедическаяритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающихзаиканием./Методические рекомендации/ Рычкова Н.А.- М.: Издательство ГНОМиД

3.   Логопедическая ритмика: учеб.-метод. пособие/ авт.-сост. А.А. Кочарян – Минск: БГПУ, 2008

4.   Авторская учебная программа «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.

Материалы для занятий:

Структура занятия


Направления работы:

Слуховое и музыкальное восприятие

Элементы музыкальной грамоты

 Формируемые умения: определять и передавать в движении: характер музыки (веселый, грустный, спокойный, торжественный и другой); темп (медленный, быстрый, умеренный); динамические оттенки (тихо, громко); куплетные формы (вступление, запев, припев); жанры музыки: марш, песня, танец (вальс, полька). Музыкальный материал Характер музыки, темп, динамика: «Громче-тише», музыка Е. Туманян; «Чувство», музыка М. Глинки; «Вальс», музыка Р. Глиэра; «Вариация», музыка Л. Бетховена; «Сицилийская песня», музыка Р. Шумана; «Марш», музыка Б. Годара; «Неаполитанский танец» (из балета «Лебединое озеро»), «Марш» (из балета «Щелкунчик»), музыка П. Чайковского; «Маленькая пьеса», музыка А. Лядова. Строение музыкального произведения, форма: хор мальчиков из оперы «Кармен», музыка Ж. Бизе; «Полька», музыка М. Глинки; «Экосез», музыка Ф. Шуберта; «Пойду ль я, выйду ль я», мелодия русской народной песни; «Регулировщик движения», музыка Л. Вишкарева; «Марш», музыка Ю. Богословского; «Марш», музыка С. Прокофьева; «Игра», музыка Н. Любарского. Метроритм, ритмический рисунок: «Моя лошадка», музыка А. Гречанинова; «Маленькая пьеса», музыка Н. Ладухина; «Песенка без слов», музыка П. Чайковского; «Игра в мяч», музыка Н. Александрова; «Петушок», латышская народная песня; «Марш», музыка Ф. Шуберта; «Контрданс», музыка А. Рубинштейна; хор работниц из оперы «Кармен», музыка Ж. Бизе.

Развитие глазомера, пространственно-зрительной

Упражнения на развитие двигательной активности

Формируемые умения: строиться в колонну по одному, по два на месте и в движении; строиться по парам, в шеренгу, круг (осуществлять сужение и расширение круга); свободно размещаться в зале с последующим возвращением в колонну, шеренгу; строиться из круга в одну, две, три, четыре шеренги и в обратном порядке на месте, в движении; строиться в два концентрических круга; выполнять продольную и поперечную змейки; перестраиваться из шеренги в звездочку по четыре, в кружочек и обратно в шеренгу; двигаться в колонне по одному из углов по диагонали с переходом в центре через одного.

 Игры на формирование ритмических движений под музыку «Бегите ко мне», музыка Е. Тиличеевой; «Ходьба и бег с флажками», «Птички летают», музыка Л. Банникова; «Барабанщик», музыка Д. Кабалевского; «Марш», музыка Е. Тиличеевой; «Марш», музыка М. Раухвергера; «Устали наши ножки», Слова И. Плакиды, музыка Т. Ломовой; «Мотылек», музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского; «Дождик озорной», музыка Е. Тиличеевой, слова Б. Сильвестрова; «Зайчики скачут в свободный дом», музыка Н. Ракова; «Магазин игрушек», «Игра в солдатики», музыка В. Ребикова; «Ручеек», белорусская народная музыка; «Тихие воротца», музыка С. Майкапара; «Росинки»; «Пятнашки», «Не зевай», музыка Т. Ломовой.

 Развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц

Упражнения на развитие моторики и координации движений

Формируемые умения: напрягать и расслаблять мышцы рук (ног), шеи (выполнять наклоны головы), плечевого пояса (поднимать и опускать плечи), корпуса тела; сгибать кисти (вниз, вверх, вперед, назад); поднимать руки вверх и опускать вниз; разводить руки в стороны с напряжением («растягивать резинку»); вращать стопами (поднимать носком вверх и опускать вниз; отводить вправо, влево).

 Развитие музыкально-ритмических движений

Упражнения (с учетом использования музыкальных инструментов)

Формируемые умения: выполнять выразительные, плавные и ритмичные гимнастические упражнения под музыку в исполнении аккомпаниатора; менять движения в соответствии с частями музыкальной композиции, ориентироваться на начало и конец музыки, на музыкальный акцент, на смену музыкальной динамики (громкая (тихая) музыка), изменять заданные движения с учетом темпа (высокий, низкий, средний); фиксировать движения сильной и каждой доли такта в музыке двух-, трех-, четырехдольного метра в умеренном темпе; перестраиваться в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, в два концентрических круга; сужать и расширять круг; выполнять движения в соответствии с разными частями музыкальной пьесы (запев, припев, вступление, проигрыш двух-, трехчастная форма и так далее), чередованием сольного и коллективного исполнения.

Музыкальные игры и хороводы

Формируемые умения: различать по тембру голоса хороводные движения («Узнай по голосу», музыка Е. Тиличеевой); инсценировать песню («Огородная-хороводная», музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой), передавать образ гордого петушка, хлопотливых курочек («Ах вы, сени», обработка Г. Фрида), образ марширующих и отдыхающих барабанщиков («Марш», музыка Э. Парлова; «Барабанщик», музыка Д. Кабалевского; «Колыбельная», музыка С. Левидова); различать высоту звуков и передавать игровые образы («Ну-ка, угадай», музыка Е. Тиличеевой); выразительно передавать образ пляшущего, сказочного ворона и хоровода («Ворон», обработка Е. Тиличеевой); изменять характер движения на три различные части пьесы, легкий бег, игра с погремушкой («Погремушки», музыка Раухвергера), различать динамику звучания и передавать ее в движении («Тише-громче в бубен бей», музыка Е. Тиличеевой); менять характер и направление движения в соответствии с изменением темпа в двухчастном произведении («Жмурка» Ф. Флагова); менять плясовые движения на спокойную ходьбу в соответствии с двухчастной пляской, находить пару («Игра с цветными платочками» Т. Ломовой); менять движения в соответствии с музыкальными фразами, легкий бег, ритмические хлопки, соревноваться в быстроте и ловкости («Не опоздай», обработка М. Раухвергера); двигаться в соответствии с различным характером музыки («Светофор» Ю. Чичкова и Н. Богословского; «Ворон», обработка Е. Тиличеевой); водить хороводы и различать голоса по тембру («Догадайся, кто поет», музыка Е. Тиличеевой), различать звуки по высоте, перестраиваться в большой круг и маленькие кружочки («Два барабана», музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского); исполнять боковой галоп («Узнай по голосу» В. Ребикова), изящные, задорные движения, отмечая сильные доли такта, фразы, части, двигаться легким поскоком («Ищи», музыка Т. Ломовой); передавать образы бравых солдат и командира, имитировать игру на трубе, соревноваться в быстроте и ловкости («Казачья», музыка Т. Вилькорейской); выражать радостное, праздничное настроение, перестраивать движения, отмечая динамические оттенки и ритмический рисунок («Новогодний хоровод», музыка Т. Попатенко).

Элементы народного и бального танца

Формируемые умения: выполнять положение рук в общем круге (за руки); подъем и опускание рук при сужении и расширении круга; положение рук в паре (держась за одну руку, за обе руки); положение рук в паре («лодочкой», накрест «корзиночкой»); хлопки (одинарные, двойные, тройные, перед собой, скользящие); поочередное раскрывание и закрывание рук в положение на пояс в характере русского и белорусского народного танцев; поочередное раскрывание и закрывание рук в положение на пояс с одновременным подниманием и опусканием на носках и пристукиванием каблуками; выполнять шаги (с каблука, на полупальцах, переменный); притопы (одинарные, двойные, тройные); боковые приставные шаги по I, III, VI позициям (с полуприседаниями и без); приставные шаги по III позиции без приседания и с приседанием, с шагом на каблук; боковые приставные шаги по III позиции без приседания и с приседанием, с шагом на каблук; шаг с полуприседанием на одной ноге, прямой галоп с поднятой вверх рукой («скачки на коне»); шаг польки (в народной манере) на месте, с продвижением по одному; шаг польки (в народной манере) на месте, с продвижением по одному; в повороте на месте, в паре (без поворота, руки соединены «корзиночкой»); выполнять подскоки на одной ноге попеременно (на правой, на левой); подскоки на двух ногах по VI позиции; боковой галоп (вправо, влево); «веревочку» (подводить носок работающей ноги до колена опорной и возвращение в позицию, подведение носка работающей ноги до колена опорной и перевод ее назад и обратно вперед в исходную позиции) «Елочку»; «Ковырялочку», «Ковырялочку» с притопом; «Гармошку»; вытягивать ноги вперед, в сторону на носок с переводом на каблук и опять на носок; на носок вперед, в сторону, назад из I, III позиций с переводом на каблук и обратно в сочетании с полуприседанием; выносить попеременно ноги вперед на носок («ножницы»); переменный дробный ход; выполнять поклон в характере народно-сценического танца; знакомиться с движениями бальных танцев (медленный вальс: перемена с правой и левой ноги, правый и левый повороты; «Ча-ча-ча»: основной ход «чек», рука в руке, плечо к плечу, поворот на месте; «Самба»: основной ход «виск»; ход вперед, боковой самба ход, иные движения).

Пляски (развитие танцевальных движений в соответствии с характером музыки)

Формируемые умения: выполнять легкие плясовые движения, менять характер движений в соответствии с двухчастной формой («Пляска парами», обработка Т. Попатенко); поочередно менять движения взрослого и детей в соответствии с двухчастной формой пьесы («Я на горку шла», обработка С. Разоренова); инсценировать песни плясовыми движениями («Веселая девочка Алена», музыка А. Филиппенко; «Выходи, подружка», обработка В. Сибирского); двигаться легко, изящно, меняя характер движения на двухчастную форму («Пляска с султанчиками», обработка М. Раухвергера); изящно, легко двигаться в соответствии с характером музыки («Парная пляска», музыка Е. Тиличеевой). Музыкально-танцевальное творчество Импровизации (развитие танцевальных движений с учетом характера ролей музыкальных персонажей) Формирование умений: импровизировать музыкально-игровые образы разных персонажей: лыжника («Зимний праздник», музыка М. Старокадомского), конькобежца («Вальс», музыка Е. Макарова); образы животных: лукавого котика и сердитого козлика («Котик и козлик», музыка Е. Тиличеевой); персонажей: Зайца, Лисы, Медведя и так далее), любимых героев мультфильмов: Чебурашки, Буратино, Винни-Пуха и других; импровизировать характерные движения танца («Вальс» Ф. Шуберта); музыкальноигровые образы в их взаимодействии и развитии: движения рыбака, ловящего рыбку («Выйду за ворота», музыка Е. Тиличеевой), муравья, зовущего на помощь своих товарищей («Помогите», музыка Е. Тиличеевой); характерные танцевальные движения («Всем, Надюша, расскажи», обработка С. Разоренова); движения бабушек, дедушек, мальчиков, девочек и других («Всем, Надюша, расскажи», обработка C. Полонского); использовать жесты, мимику, пантомимику в различных импровизациях; импровизировать танцы, используя характерные национальные движения, элементы современных танцев; выполнять творческие задания, самостоятельно инсценировать песни («Наши кони чисты», музыка Е. Тиличеевой и «Я полю, полю лук» слова народные, музыка Е. Тиличеевой); передавать характер шуточных, веселых движений матрешек, сопровождающих частушки («Мы веселые матрешки», музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой).

Ритмические упражнения и игры (развитие театрализованных ритмических движений в соответствии с характером музыки)

Формируемые умения: выполнять ритмичные движения: «Плывем на лодке, на байдарке», «Сажаем картошку», «Проснулись, потянулись», «Собираем камешки», «Поднимаем флаг», «Шьем и гладим», «Пилим и колем», «Играем со скакалкой», «Воображаемый мяч», «Веселые барабанщики», «Конники», «Неуклюжий медведь», «Канатоходцы», «Цирковые лошадки», «Кружатся и падают снежинки», «Спортсмены: волейболисты, хоккеисты, лыжники», «Ветерок и ветер», «Разведка», «На речке», «Клоуны», «Жонглеры», «Кузнецы», «В лесу», «Под дождем», «Холодно», «Жарко», «Яркое солнце», «Холодная в море вода», «Грустный шарманщик», «Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Веселый крестьянин»; участвовать в ритмических играх: «Вопрос – ответ», «Эхо» и иные. Примерный песенный репертуар Попевки и певческие упражнения: «Музыкальный букварь», музыка Н. Ветлугиной; «Падают, падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен; «Грустный дождик», исполнитель: Д. Кабалевский; «Андрей-воробей», обработка А. Гречанинова; «Апрель, дружок», слова Я. Сатуновского, музыка М. Раухвергера; «Как у наших у ворот…», русская народная песня; «Веселый музыкант», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Дождик», музыка М. Парцхаладзе, слова Н. Соловьевой; «Перепелочка», белорусская народная песня; «Как на тоненький ледок», русская народная песня; «Если добрый ты», музыка Б. Савельев, слова М. Пляцковский; «Осенняя песенка», музыка Д. ВасильеваБуглая, слова А. Плещеева; «Выглянуло солнышко», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева; «Маленькой елочке» музыка М. Красева, слова З. Александровой; «Осень», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен; «Что за дерево такое?», музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой; «Посею лебеду на берегу», русская народная песня; «Березка», музыка Е. Тиличеевой, слова А. Абрамова; «Веселые медвежатки», музыка Е. Попляновой, слова Н. Пикулевой; «Весна», музыка А. Парцхаладзе, слова Г. Цецхладзе, русский текст В. Татаринова ; «К нам приходит Новый год», музыка В. Герчик, слова З. Петровой; «Дождик», музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Дымовой ; «Мамин праздник», музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Румарчук; «Кто пасется на лугу?», музыка А. Пахмутовой, слова Ю. Черных; «Весны привет», музыка и слова Е. Пономаренко; «Веснянка», обработка Лобачева; «Самая счастливая», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева; «Мы запели песенку», музыка Р. Рустамова, слова 9 Л. Мироновой; «Пусть всегда будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина; «Я рисую море», музыка Ю.Тугаринова, слова В. Орлова.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сервисы для создания интерактивного учебного контента

Рабочие листы в документах Google Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) — цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся...