для учащихся с интеллектуальной недостаточностью
1-5
классы
Скачать методику проведения занятий + планирование
Использованные источники:
3. Логопедическая ритмика: учеб.-метод.
пособие/ авт.-сост. А.А. Кочарян – Минск: БГПУ, 2008
4. Авторская учебная программа «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1-4 классы» под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013 г.
Материалы для занятий:
Структура занятия
Направления работы:
Слуховое и
музыкальное восприятие
Элементы музыкальной грамоты
Формируемые
умения: определять и передавать в движении: характер музыки (веселый, грустный,
спокойный, торжественный и другой); темп (медленный, быстрый, умеренный);
динамические оттенки (тихо, громко); куплетные формы (вступление, запев,
припев); жанры музыки: марш, песня, танец (вальс, полька). Музыкальный материал
Характер музыки, темп, динамика: «Громче-тише», музыка Е. Туманян; «Чувство»,
музыка М. Глинки; «Вальс», музыка Р. Глиэра; «Вариация», музыка Л. Бетховена;
«Сицилийская песня», музыка Р. Шумана; «Марш», музыка Б. Годара;
«Неаполитанский танец» (из балета «Лебединое озеро»), «Марш» (из балета
«Щелкунчик»), музыка П. Чайковского; «Маленькая пьеса», музыка А. Лядова.
Строение музыкального произведения, форма: хор мальчиков из оперы «Кармен», музыка
Ж. Бизе; «Полька», музыка М. Глинки; «Экосез», музыка Ф. Шуберта; «Пойду ль я,
выйду ль я», мелодия русской народной песни; «Регулировщик движения», музыка Л.
Вишкарева; «Марш», музыка Ю. Богословского; «Марш», музыка С. Прокофьева;
«Игра», музыка Н. Любарского. Метроритм, ритмический рисунок: «Моя лошадка»,
музыка А. Гречанинова; «Маленькая пьеса», музыка Н. Ладухина; «Песенка без
слов», музыка П. Чайковского; «Игра в мяч», музыка Н. Александрова; «Петушок»,
латышская народная песня; «Марш», музыка Ф. Шуберта; «Контрданс», музыка А.
Рубинштейна; хор работниц из оперы «Кармен», музыка Ж. Бизе.
Развитие
глазомера, пространственно-зрительной
Упражнения на развитие двигательной активности
Формируемые умения: строиться в колонну по одному, по
два на месте и в движении; строиться по парам, в шеренгу, круг (осуществлять
сужение и расширение круга); свободно размещаться в зале с последующим
возвращением в колонну, шеренгу; строиться из круга в одну, две, три, четыре
шеренги и в обратном порядке на месте, в движении; строиться в два
концентрических круга; выполнять продольную и поперечную змейки;
перестраиваться из шеренги в звездочку по четыре, в кружочек и обратно в
шеренгу; двигаться в колонне по одному из углов по диагонали с переходом в
центре через одного.
Игры на
формирование ритмических движений под музыку «Бегите ко мне», музыка Е.
Тиличеевой; «Ходьба и бег с флажками», «Птички летают», музыка Л. Банникова;
«Барабанщик», музыка Д. Кабалевского; «Марш», музыка Е. Тиличеевой; «Марш»,
музыка М. Раухвергера; «Устали наши ножки», Слова И. Плакиды, музыка Т.
Ломовой; «Мотылек», музыка Р. Рустамова, слова Ю. Островского; «Дождик
озорной», музыка Е. Тиличеевой, слова Б. Сильвестрова; «Зайчики скачут в
свободный дом», музыка Н. Ракова; «Магазин игрушек», «Игра в солдатики», музыка
В. Ребикова; «Ручеек», белорусская народная музыка; «Тихие воротца», музыка С.
Майкапара; «Росинки»; «Пятнашки», «Не зевай», музыка Т. Ломовой.
Развитие «мышечного чувства» и отдельных групп
мышц
Упражнения на развитие моторики и координации движений
Формируемые умения: напрягать и расслаблять мышцы рук
(ног), шеи (выполнять наклоны головы), плечевого пояса (поднимать и опускать
плечи), корпуса тела; сгибать кисти (вниз, вверх, вперед, назад); поднимать
руки вверх и опускать вниз; разводить руки в стороны с напряжением
(«растягивать резинку»); вращать стопами (поднимать носком вверх и опускать
вниз; отводить вправо, влево).
Развитие музыкально-ритмических движений
Упражнения (с учетом использования музыкальных
инструментов)
Формируемые умения: выполнять выразительные, плавные и
ритмичные гимнастические упражнения под музыку в исполнении аккомпаниатора;
менять движения в соответствии с частями музыкальной композиции,
ориентироваться на начало и конец музыки, на музыкальный акцент, на смену
музыкальной динамики (громкая (тихая) музыка), изменять заданные движения с
учетом темпа (высокий, низкий, средний); фиксировать движения сильной и каждой
доли такта в музыке двух-, трех-, четырехдольного метра в умеренном темпе;
перестраиваться в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, в два
концентрических круга; сужать и расширять круг; выполнять движения в
соответствии с разными частями музыкальной пьесы (запев, припев, вступление,
проигрыш двух-, трехчастная форма и так далее), чередованием сольного и
коллективного исполнения.
Музыкальные игры и
хороводы
Формируемые умения: различать по тембру голоса
хороводные движения («Узнай по голосу», музыка Е. Тиличеевой); инсценировать
песню («Огородная-хороводная», музыка Б. Можжевелова, слова А. Пассовой),
передавать образ гордого петушка, хлопотливых курочек («Ах вы, сени», обработка
Г. Фрида), образ марширующих и отдыхающих барабанщиков («Марш», музыка Э.
Парлова; «Барабанщик», музыка Д. Кабалевского; «Колыбельная», музыка С.
Левидова); различать высоту звуков и передавать игровые образы («Ну-ка,
угадай», музыка Е. Тиличеевой); выразительно передавать образ пляшущего,
сказочного ворона и хоровода («Ворон», обработка Е. Тиличеевой); изменять
характер движения на три различные части пьесы, легкий бег, игра с погремушкой
(«Погремушки», музыка Раухвергера), различать динамику звучания и передавать ее
в движении («Тише-громче в бубен бей», музыка Е. Тиличеевой); менять характер и
направление движения в соответствии с изменением темпа в двухчастном произведении
(«Жмурка» Ф. Флагова); менять плясовые движения на спокойную ходьбу в
соответствии с двухчастной пляской, находить пару («Игра с цветными платочками»
Т. Ломовой); менять движения в соответствии с музыкальными фразами, легкий бег,
ритмические хлопки, соревноваться в быстроте и ловкости («Не опоздай»,
обработка М. Раухвергера); двигаться в соответствии с различным характером
музыки («Светофор» Ю. Чичкова и Н. Богословского; «Ворон», обработка Е.
Тиличеевой); водить хороводы и различать голоса по тембру («Догадайся, кто
поет», музыка Е. Тиличеевой), различать звуки по высоте, перестраиваться в
большой круг и маленькие кружочки («Два барабана», музыка Е. Тиличеевой, слова
Ю. Островского); исполнять боковой галоп («Узнай по голосу» В. Ребикова), изящные,
задорные движения, отмечая сильные доли такта, фразы, части, двигаться легким
поскоком («Ищи», музыка Т. Ломовой); передавать образы бравых солдат и
командира, имитировать игру на трубе, соревноваться в быстроте и ловкости
(«Казачья», музыка Т. Вилькорейской); выражать радостное, праздничное
настроение, перестраивать движения, отмечая динамические оттенки и ритмический
рисунок («Новогодний хоровод», музыка Т. Попатенко).
Элементы народного
и бального танца
Формируемые умения: выполнять положение рук в общем
круге (за руки); подъем и опускание рук при сужении и расширении круга;
положение рук в паре (держась за одну руку, за обе руки); положение рук в паре
(«лодочкой», накрест «корзиночкой»); хлопки (одинарные, двойные, тройные, перед
собой, скользящие); поочередное раскрывание и закрывание рук в положение на
пояс в характере русского и белорусского народного танцев; поочередное
раскрывание и закрывание рук в положение на пояс с одновременным подниманием и
опусканием на носках и пристукиванием каблуками; выполнять шаги (с каблука, на
полупальцах, переменный); притопы (одинарные, двойные, тройные); боковые
приставные шаги по I, III, VI позициям (с полуприседаниями и без); приставные
шаги по III позиции без приседания и с приседанием, с шагом на каблук; боковые
приставные шаги по III позиции без приседания и с приседанием, с шагом на
каблук; шаг с полуприседанием на одной ноге, прямой галоп с поднятой вверх
рукой («скачки на коне»); шаг польки (в народной манере) на месте, с
продвижением по одному; шаг польки (в народной манере) на месте, с продвижением
по одному; в повороте на месте, в паре (без поворота, руки соединены
«корзиночкой»); выполнять подскоки на одной ноге попеременно (на правой, на
левой); подскоки на двух ногах по VI позиции; боковой галоп (вправо, влево);
«веревочку» (подводить носок работающей ноги до колена опорной и возвращение в
позицию, подведение носка работающей ноги до колена опорной и перевод ее назад
и обратно вперед в исходную позиции) «Елочку»; «Ковырялочку», «Ковырялочку» с
притопом; «Гармошку»; вытягивать ноги вперед, в сторону на носок с переводом на
каблук и опять на носок; на носок вперед, в сторону, назад из I, III позиций с
переводом на каблук и обратно в сочетании с полуприседанием; выносить
попеременно ноги вперед на носок («ножницы»); переменный дробный ход; выполнять
поклон в характере народно-сценического танца; знакомиться с движениями бальных
танцев (медленный вальс: перемена с правой и левой ноги, правый и левый
повороты; «Ча-ча-ча»: основной ход «чек», рука в руке, плечо к плечу, поворот
на месте; «Самба»: основной ход «виск»; ход вперед, боковой самба ход, иные
движения).
Пляски (развитие
танцевальных движений в соответствии с характером музыки)
Формируемые умения: выполнять легкие плясовые
движения, менять характер движений в соответствии с двухчастной формой («Пляска
парами», обработка Т. Попатенко); поочередно менять движения взрослого и детей
в соответствии с двухчастной формой пьесы («Я на горку шла», обработка С.
Разоренова); инсценировать песни плясовыми движениями («Веселая девочка Алена»,
музыка А. Филиппенко; «Выходи, подружка», обработка В. Сибирского); двигаться
легко, изящно, меняя характер движения на двухчастную форму («Пляска с
султанчиками», обработка М. Раухвергера); изящно, легко двигаться в соответствии
с характером музыки («Парная пляска», музыка Е. Тиличеевой).
Музыкально-танцевальное творчество Импровизации (развитие танцевальных движений
с учетом характера ролей музыкальных персонажей) Формирование умений:
импровизировать музыкально-игровые образы разных персонажей: лыжника («Зимний
праздник», музыка М. Старокадомского), конькобежца («Вальс», музыка Е.
Макарова); образы животных: лукавого котика и сердитого козлика («Котик и
козлик», музыка Е. Тиличеевой); персонажей: Зайца, Лисы, Медведя и так далее),
любимых героев мультфильмов: Чебурашки, Буратино, Винни-Пуха и других;
импровизировать характерные движения танца («Вальс» Ф. Шуберта);
музыкальноигровые образы в их взаимодействии и развитии: движения рыбака,
ловящего рыбку («Выйду за ворота», музыка Е. Тиличеевой), муравья, зовущего на
помощь своих товарищей («Помогите», музыка Е. Тиличеевой); характерные
танцевальные движения («Всем, Надюша, расскажи», обработка С. Разоренова);
движения бабушек, дедушек, мальчиков, девочек и других («Всем, Надюша, расскажи»,
обработка C. Полонского); использовать жесты, мимику, пантомимику в различных
импровизациях; импровизировать танцы, используя характерные национальные
движения, элементы современных танцев; выполнять творческие задания,
самостоятельно инсценировать песни («Наши кони чисты», музыка Е. Тиличеевой и
«Я полю, полю лук» слова народные, музыка Е. Тиличеевой); передавать характер
шуточных, веселых движений матрешек, сопровождающих частушки («Мы веселые
матрешки», музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой).
Ритмические
упражнения и игры (развитие
театрализованных ритмических движений в соответствии с характером музыки)
Формируемые умения: выполнять ритмичные движения:
«Плывем на лодке, на байдарке», «Сажаем картошку», «Проснулись, потянулись»,
«Собираем камешки», «Поднимаем флаг», «Шьем и гладим», «Пилим и колем», «Играем
со скакалкой», «Воображаемый мяч», «Веселые барабанщики», «Конники», «Неуклюжий
медведь», «Канатоходцы», «Цирковые лошадки», «Кружатся и падают снежинки»,
«Спортсмены: волейболисты, хоккеисты, лыжники», «Ветерок и ветер», «Разведка»,
«На речке», «Клоуны», «Жонглеры», «Кузнецы», «В лесу», «Под дождем», «Холодно»,
«Жарко», «Яркое солнце», «Холодная в море вода», «Грустный шарманщик»,
«Трусливый заяц», «Хитрая лиса», «Веселый крестьянин»; участвовать в
ритмических играх: «Вопрос – ответ», «Эхо» и иные. Примерный песенный репертуар
Попевки и певческие упражнения: «Музыкальный букварь», музыка Н. Ветлугиной;
«Падают, падают листья», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен; «Грустный
дождик», исполнитель: Д. Кабалевский; «Андрей-воробей», обработка А.
Гречанинова; «Апрель, дружок», слова Я. Сатуновского, музыка М. Раухвергера;
«Как у наших у ворот…», русская народная песня; «Веселый музыкант», музыка А.
Филиппенко, слова Т. Волгиной; «Дождик», музыка М. Парцхаладзе, слова Н.
Соловьевой; «Перепелочка», белорусская народная песня; «Как на тоненький
ледок», русская народная песня; «Если добрый ты», музыка Б. Савельев, слова М.
Пляцковский; «Осенняя песенка», музыка Д. ВасильеваБуглая, слова А. Плещеева; «Выглянуло
солнышко», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева; «Маленькой елочке» музыка М.
Красева, слова З. Александровой; «Осень», музыка М. Красева, слова М. Ивенсен;
«Что за дерево такое?», музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой; «Посею
лебеду на берегу», русская народная песня; «Березка», музыка Е. Тиличеевой,
слова А. Абрамова; «Веселые медвежатки», музыка Е. Попляновой, слова Н.
Пикулевой; «Весна», музыка А. Парцхаладзе, слова Г. Цецхладзе, русский текст В.
Татаринова ; «К нам приходит Новый год», музыка В. Герчик, слова З. Петровой;
«Дождик», музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Дымовой ; «Мамин праздник», музыка Е.
Тиличеевой, слова Л. Румарчук; «Кто пасется на лугу?», музыка А. Пахмутовой,
слова Ю. Черных; «Весны привет», музыка и слова Е. Пономаренко; «Веснянка»,
обработка Лобачева; «Самая счастливая», музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева;
«Мы запели песенку», музыка Р. Рустамова, слова 9 Л. Мироновой; «Пусть всегда
будет солнце», музыка А. Островского, слова Л. Ошанина; «Я рисую море», музыка
Ю.Тугаринова, слова В. Орлова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий