Основные
нарушения письменной речи
В современном мире все чаще встречаются дети, испытывающие серьезные проблемы при овладении письменной речью. Все это приводит к сложностям в усвоении тех или иных школьных предметов, ведь навык письма имеет очень большую социальную значимость.
В логопедии есть
специальный термин – дисграфия. Согласно определению Р. И. Лалаевой, это
частичное нарушение процесса письма, которое характеризуется постоянно
повторяющимися ошибками, обусловленными недостаточной сформированностью
психических функций, участвующих в процессе письма. Важно понимать, что это не
пройдет самостоятельно, поэтому нужна комплексная коррекционная работа с
ребенком.
Нарушения
письма различной тяжести – достаточно распространенная проблема у учащихся
начальных классов. К примеру, она встречается у 53% детей, обучающихся во
втором классе.
Выделяют основные
нарушения письменной речи:
- Артикуляторно-акустическая
дисграфия. Проблема связана с неверным звукопроизношением, т.е. дети пишут
точно так же, как и произносят слова. В данном случае, первым делом
необходимо скорректировать звукопроизношение, после чего переходить к
коррекции письма.
- Акустическая
дисграфия. Для этой проблемы характерна замена букв из одной группы
другими (звонких – глухими, свистящих – шипящими и т.д.).
- Аграмматическая
дисграфия. Она связана с недоразвитием лексико-грамматической стороны
речи. Как правило, это нарушение обнаруживается после третьего класса,
когда дети начинают изучать грамматические правила. В итоге
обнаруживается, что ребенок испытывает сложности с изменением слова по
числам, падежам и т.д. На письме это выражается в неверном написании
окончаний, а также неправильном согласовании слов между собой.
- Дисграфия
на фоне нарушения языкового анализа и синтеза. Проблема выражается в
перестановке букв, их пропуске, повторении слогов и букв, написанием
лишних букв в слове.
- Оптическая дисграфия. Она связана с
несформированностью зрительно-пространственных представлений. Дети с этим
нарушением не в состоянии уловить тонкие различия между очертаниями букв
(овалов, палочек и т.д.), что приводит к неправильному отображению на
письме. Среди ошибок: зеркальное написание букв, добавление лишних
элементов, недописывание или добавление элементов букв.
- Моторная
дисграфия. Она характеризуется трудностями движений руки во время письма,
нарушениями связи моторных образов звуков и слов со зрительными
образами.
Эти виды
нарушений чаще всего встречаются у детей школьного возраста. Есть и еще
одна проблема письменной речи – дизорфография. Она представляет собой
устойчивую неспособность применять на практике правила орфографии.
Характеризуется постоянным повторением ошибок на письме, при этом у ребенка
наблюдается нормальный уровень интеллектуальных способностей.
Коррекционная работа при нарушениях письменной речи
Коррекция
нарушений письменной речи – это определенный комплекс методик, который
направленный на устранение неспособности овладеть письмом при нормальных
интеллектуальных способностях ребенка.
Устранение
дефектов письменной речи требует привлечения сразу нескольких специалистов
(логопеда, остеопата, психолога), что и сказывается на специфике коррекционной
работы.
Основная задача
логопеда заключается в своевременном выявлении у школьников проблем при
чтении и письме. Сама же коррекционная работа преследует следующие цели:
- совершенствование
языкового синтеза и анализа на уровне – слог, слово, предложение, текст;
- развитие
зрительного восприятия;
- улучшение
слуховой памяти и концентрации внимания;
- формирование
связности речевых конструкций;
- развитие
зрительной памяти;
- развитие
фонематического анализа и синтеза;
- развитие
мелкой моторики рук (умение правильно держать руку, развивать двигательную
подвижность и т.д.);
- улучшение
словарного запаса детей.
Родителям также
необходимо принимать участие в решение этой проблемы. Детям полезно задавать
задания на составление слов магнитными буквами – это положительно сказывается
на зрительном восприятии. Восприятие на слух тренируется с помощью диктантов.
Способы профилактики
Профилактика
нарушений письменной речи – это эффективная мера, позволяющая предупредить
развитие дисграфии. В целом, как и профилактика других патологических
состояния, она строится на исключении, по возможности, определенных факторов из
жизни ребенка, которые могут спровоцировать данные нарушения.
А. Н. Корнев к
первичной профилактике дисграфии относит следующие мероприятия:
- Меры
по предупреждению патологий развития плода в утробе матери. В комплекс мер
входит охрана здоровья матери, профилактика возможных осложнений во время
беременности, предупреждение травм при родах и т.д.
- Мероприятия
для снижения инфекционной и соматической заболеваемости новорожденных в
первые годы их жизни.
- Раннее
выявление и коррекция дефектов развития речи у ребенка. Речевое
нарушение важно диагностировать на ранней стадии. К примеру, позднее
появление первых слов (после 1 года и 3 месяцев) уже является поводом для
беспокойства.
- Целенаправленная
работа с неблагополучными семьями и детьми, которые не посещают детский
сад. Ведутся занятия для развития у ребенка необходимых речевых и
сенсомоторных навыков, что очень важно при подготовке к обучению в школе.
Основной принцип профилактики и коррекции нарушений письменной речи заключается в своевременности начатой коррекционной работы и раннем выявлении детей из группы риска. Объясняется это тем, что с возрастом дети намного сложнее поддаются какой-либо коррекции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий