среда, 3 марта 2021 г.

Интеллектуальная недостаточность и школьная неуспеваемость

 Рекомендации по обучению на теоретических и практических занятиях учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Особенности
учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Рекомендации по обучению

Низкий уровень развития внимания, восприятия

Постоянная активизация и концентрация внимания учащихся на существенных признаках; сопровождение объяснения демонстрацией натуральных объектов, показом практических действий (основной упор на наглядно-практические методы обучения).

Подключение максимального количества источников информации разных модальностей (например, в момент восприятия объекта зрением или слухом полезно использовать обоняние и осязание)

Нарушения памяти, более
развитое механическое
запоминание

Многократное повторение материала в течение длительного времени (обеспечивает перенос учащимися уже имеющегося опыта в новые условия); выполнение ряда близких по содержанию заданий (обеспечивает возможность постепенного сокращения помощи со стороны педагогов), постепенное повышение сложности предлагаемых заданий за счет приобретения учащимися необходимого опыта

Низкий уровень владения мыслительными процессами –
анализ, синтез,
абстрагирование.

Преобладание наглядно-образного мышления

Опора на практически-действенное мышление. Ограничение использования логических и гностических методов.

Предпочтение объяснительно-иллюстративным, наглядным, репродуктивным и частично поисковым, индуктивному методу (от частного к общему).

Обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала) с более широкой наглядной, практической и словесной конкретизацией общих положений, с большим количеством упражнений с прямым показом приемов решения.

Развитие мыслительных процессов

Особенности речи

Отказ от длительного и частого использования словесных методов (избегать лекций), большого количества записей в тетради. Педагог должен четко выговаривать слова, особенно новые термины

Эмоциональная
неуравновешенность

Поддерживание на учебных занятиях спокойной, доброжелательной атмосферы без крайностей в проявлении как положительных, так и отрицательных эмоций.

С пониманием, чуткостью и терпением восприятие смены настроения, беспричинной злобности или эйфории

Сниженные активность,
мотивация, недостаточность
развития волевых процессов, познавательного интереса

Постоянное побуждение к целенаправленной деятельности:

введение элементов проблемности; поощрение достижений;

обратная связь (поддакивание → ответы на вопросы педагога по ходу повествования → стимулирование задавания вопросов); обеспечение практического применения формируемых знаний и умений, создание жизненно-практических ситуаций (примеры и факты, связанные с действительностью и имеющимся социальным опытом, использование деловых игр).

Постепенное сокращение помощи со стороны педагога и постепенное повышение степени трудности задач, не выходя из «зоны ближайшего развития» учащихся

Методика обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью

Методика обучения, как частная дидактика, рассматривается как совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач.

Принципы обучения (дидактические принципы) – это основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями и закономерностями.

В инклюзивных группах учреждений профессионального образования при организации образовательного процесса обеспечивается выполнение совокупности как общедидактических принципов, специфических принципов профессионального обучения, так и специфических принципов специального образования (табл. 3) [5; 10; 18].

Таблица 3

Совокупность принципов обучения
в учебных группах совместного обучения

Общедидактические
принципы обучения

Специфические принципы
профессионального
обучения

Специфические принципы
специального
и инклюзивного образования

сознательности и активности;

наглядности;

научности;

систематичности и последовательности;

прочности;

доступности;

связи теории с практикой

политехнический;

соединения обучения
с производительным
трудом учащихся;

модульности профессионального образования;

создания производственной среды

гуманизации;

интеграции;

коррекционно-компенсирующей направленности;

комплексного подхода;

вариативности;

диагностичности

Остановимся лишь на некоторых из перечисленных принципов.

Обеспечение доступности обучения предполагает учет сложности, объема сообщаемых сведений и формируемых умений, максимально возможное его ограничение, в особенности при изучении нового учебного материала (связано с ограниченными возможностями в восприятии и переработке информации учащимися с интеллектуальной недостаточностью).

Обеспечение коррекционно-компенсирующей – построение образовательного процесса с использованием сохранных функций, анализаторов в соответствии со спецификой природы нарушения развития. Поэтому в специальных методиках обучения принято выделять коррекционно-развивающие задачи учебного занятия, направленные на исправление или ослабление недостатков психофизического развития. Обращается внимание на преодоления (ослабления) основного недостатка деятельности учащихся с нарушением интеллекта – ее низкой самостоятельности, а также недостаточности мотивации деятельности (вследствие снижения психической, в частности познавательной, активности) и развитие общетрудовых и общеучебных умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение. Эти особенности необходимо учитывать на всех учебных занятиях.

Комплексность предполагает согласованную деятельность всех специалистов учреждения образования.

Вариативность и учет особых образовательных потребностей учащегося требует индивидуализации образовательного процесса.

Организация профессионального обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует выполнения комплекса взаимосвязанных условий [12]:

- учет психофизических возможностей, индивидуально-психологических особенностей учащихся;

- ориентация на формирование социально-нравственного поведения учащихся, обеспечивающего успешную социальную и профессиональную адаптацию;

- обеспечение природосберегающих подходов в осуществлении всех видов учебной и внеучебной деятельности, охрана и укрепление психосоматического здоровья, предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов;

- создание благоприятной образовательной среды, психологического комфорта, обеспечивающих соответствующее возрасту развитие учащихся, стимулирует их познавательную деятельность, коммуникативные функции, активно воздействует на формирование общеинтеллектуальных, профессионально важных и деятельностных умений и навыков, помогает освоению социального опыта.

Оптимальным способом организации обучения в инклюзивных группах, по мнению специалистов, является дифференцированное обучение в форме внутренней дифференциации. Дифференцированное обучение учащихся с ОПФР в условиях инклюзивного образования в учреждениях профессионального образования мы рассматриваем как технологию обучения учащихся в инклюзивных группах, предполагающую: учет психофизических особенностей развития различных категорий учащихся, разработку на их основании определенной системы педагогического взаимодействия с учащимися и использованием различных программ, методов, методик, средств, способов обучения [13].

Условия организации обучения в инклюзивных группах:

- изучение контингента учащихся учебных групп с последующим (условным) делением их на подгруппы в зависимости от особенностей их учебно-познавательной и практической деятельности;

- выработка программы дифференцированного подхода к каждой подгруппе;

- составление тематических и поурочных планов в соответствии с особенностями дифференцированного подхода к выделенным подгруппам учащихся;

- осуществление дифференцированного обучения с выборочным использованием методов, приемов, средств организации учебных занятий;

- осуществление периодического текущего и заключительного подведения итогов дифференцированного обучения [12].

Стержнем организации работы с учащимися с интеллектуальной недостаточностью с учетом коррекционно-развивающей направленности является создание специальных условий для развития их умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать его выполнение [10; 18]. Принципиальная основа методов развития функций программирования и контроля – организация совместной деятельности педагога и учащегося. Она должна последовательно меняться таким образом, чтобы программа действия, которой вначале владеет педагог, стала внутренним достоянием учащегося. Для этого необходимо обеспечить условия, позволяющие ребенку взять «программу», а взрослому контролировать, насколько учащийся ее усваивает [1]. Такими условиями являются:

1) вынесение программы вовне, ее материализация (наглядное представление);

2) организация совместной деятельности педагога и учащегося, которая позволяет учащемуся перейти от развернутого поэлементного действия и его контроля к их свернутым формам [3–4].

Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью включает следующие этапы:

1) этап совместного пошагового выполнения действия по речевой инструкции педагога. Пошаговый контроль обеспечивается педагогом, программа и контроль в руках педагога;

2) этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе. Педагог организует следование программе и контрольные действия учащегося: сличение результата с программой. Здесь программирование и контроль разделяются между педагогом и учащимся;

3) этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом от пошагового выполнения программы к его более свернутым формам. Программирование и контроль, разделяемые педагогом и учащимся, становятся более свернутыми, роль педагога в программировании и контроле сокращается;

4) этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной (внутренней) программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях. Здесь предусматриваются самостоятельное выполнение действия и его контроль учащимся, которые совершаются под наблюдением педагога, следящего за тем, обращается ли учащийся при затруднениях к наглядной программе, и при необходимости напоминающего ему об этом;

5) этап самостоятельного выполнения действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Предполагается перенос усвоенного образа действия на новый материал, возможность переноса контролируется педагогом [1].

Таким образом, первоначально педагог развернуто руководит деятельностью учащегося, контролируя каждый, даже самый мелкий этап, а затем руководство все больше сворачивается и контролируется только общий результат. Такая детальная отработка интериоризации программы и ее контроля приводит к активному овладению учащимся новым материалом, а также позволяет формировать навыки программирования и контроля, которые являются дефицитарными у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Если специально не организуется переход от пошагового контроля к самостоятельному выполнению и контролю, учащиеся могут испытывать значительные трудности при самостоятельном выполнении задания: выполнив одну его часть, они никак не могут перейти к следующей, отвлекаются и потому производят впечатление неорганизованных, рассеянных и т. п. Учащийся должен получить средство, опору для овладения программой действия. Необходимо, чтобы педагог специально, развернуто отметил окончание одного этапа работы и переход к следующему [14].

Условиями эффективного формирования у учащихся с интеллектуальной недостаточностью умений ориентировки в задании, планировании и самоконтроле, являются:

– выполнение ряда близких по содержанию заданий, которые обеспечивают возможность постепенного сокращения помощи со стороны преподавателя, мастера производственного обучения в процессе ориентировки в задании, планировании и самоконтроле (равно как и при выполнении задания в целом) за счет приобретения учащимися необходимого опыта;

– постепенное повышение сложности предлагаемых заданий и сложности ориентировочных, планирующих и контрольных действий;

– вариативность повторения и закрепления, которая необходима для переноса учащимися уже имеющегося опыта в новых условиях [10; 12; 18].

Деятельность педагогов по организации целеполагания и формирования мотивации учебной деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью продолжается на протяжении всего процесса обучения и включает в себя следующие действия [6; 7; 9–12; 18]:

‒ предъявление эталона учащимся и принятие его в качестве собственных целей учения (например, с помощью предоставления объективной информации об успешном трудоустройстве выпускников и т. п.);

‒ поощрение достижений;

‒ создание ситуаций, побуждающих учащихся к самостоятельному определению того, что необходимо усвоить для их решения;

‒ практическая направленность усваиваемого учебного материала, создание жизненно-практических ситуаций, посредством использования деловых игр и игровых моментов;

‒ своевременное выявление затруднений, возникающих при усвоении данного материала;

‒ создание эталона усвоения учебного материала по каждой теме;

‒ ознакомление учащихся с параметрами и показателями сформированности усваиваемых знаний и действий, направленное на самостоятельное проектирование ими результатов (целей) обучения;

‒ обучение методам рефлексивной оценки хода и результатов образовательной деятельности (переход от локуса «внешнего контроля» к локусу «внутреннего контроля», т. е. поиску не «внешних», а «внутренних» причин удач-неудач в самом себе).

Методы обучения в инклюзивных группах

Методы обучения – это способ взаимодействия между педагогом и учащимися, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

При организации образовательного процесса в инклюзивных группах учреждений профессионального образования, как указывает В.А. Шинкаренко, предусматривается специальный отбор и композиция общедидактических и специфических методов и приемов обучения [10; 18].

На основе анализа литературных источников [10; 12; 18] в таблице 4 приведены рекомендации по использованию словесных, наглядных и практических методов для обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Таблица 4

Рекомендации по применению методов обучения
для лиц с интеллектуальной недостаточностью

Методы

Рекомендации по применению методов обучения

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ

Устное изложение (рассказ, объяснение, лекция)

Должны являться лишь дополнением к практическим и наглядным методам.

Приоритет следует отдать практическому освоению теоретических и практических знаний

Беседа

Самостоятельная
работа учащихся
с литературой

Используют приемы выборочного, объяснительного и комментированного чтения.

Чтение, конспектирование заменяются на заполнение таблиц, составление алгоритма операций под руководством преподавателя.

Предлагается работа со специально подготовленными текстами (например, с выделением части текста) и выполнение заранее подготовленных заданий (например, прочитать и письменно ответить на определенные вопросы).

Перед работой с книгой необходимо доступное для восприятия учащимися с интеллектуальной недостаточностью объяснение нового материала. Для полноценного усвоения учебного материала им будет необходима практическая деятельность, позволяющая закрепить полученную информацию

Письменное
инструктирование

Заблаговременная подготовка опорных конспектов:

ключевые слова выделяются другим шрифтом;

основная информация представляется сжато, желательно с иллюстрациями и образцами изделий;

раздаточный материал готовится для каждого учащегося индивидуально

НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ

Демонстрация наглядных пособий (плакаты, модели, макеты, схемы, презентации, видеофильмы, слайды и др.)

Предлагать предметы и объекты неабстрактного характера, имеющие естественную природу (инструменты, приборы, детали и узлы оборудования, образцы материалов, изделий).

Необходимо специальное руководство восприятием и анализом учащихся с интеллектуальной недостаточностью наблюдаемых ими объектов или процессов путем выделения отдельных признаков и характеристик, постановки вопросов, организующих восприятие.

Важна не только демонстрация натуральных предметов, но и организация наблюдения, изучения объектов для накопления необходимого сенсомоторного опыта, закрепления использования при этом словесных средств

Самостоятельные наблюдения
учащихся

Видеометоды
(просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя»)

Применение требует не только отбора видеоинформации, но и продумывания вопроса ее комментирования и пояснения педагогом

Показ трудовых
приемов

Новый учебный материал, необходимый для усвоения, нужно делить на маленькие части и представлять в наглядно-практических, деятельностых условиях.

Обязательно неоднократное повторение уже изученного

Производственные

экскурсии

Комментирование.

Усиленный контроль за соблюдением охраны труда

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Упражнения
по выполнению

Увеличение количества выполняемых упражнений, необходимых для решения поставленных учебных задач.

Специальное педагогическое руководство выполнением упражнений (предварительное и дополнительное специальное инструктирование, усиление внешнего контроля).

При освоении и отработке трудовых приемов и операций учащиеся с интеллектуальной недостаточностью дают словесные отчеты о выполненной работе или выполнении более сложных приемов, входящих в состав технологической операции (закрепление представлений о последовательности действий и развитию словесной регуляции действий).

Более сложные приемы демонстрируются в замедленном темпе, а при повторной демонстрации приемов учащиеся стимулируются к называнию и краткому описанию наблюдаемых и предстоящих действий. Если необходимо, используются предварительные тренировочные упражнения

Тренажеры

Самостоятельные
работы

Организации самостоятельной работы учащихся с интеллектуальной недостаточностью служат технологические, инструкционные и инструкционно-технологические карты. Готовятся к каждой теме. Все процессы и операции в картах описываются более детально, в виде пошагового алгоритма действий

Лабораторно-практические работы

    

Форма организации обучения – это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения.

В.А Шинкаренко и другие психологи выделяют следующие формы организации образовательного процесса в инклюзивных группах:

‒ индивидуальная работа;

‒ работа в микрогруппах;

‒ работа в парах;

‒ игровые формы;

‒ смена видов деятельности;

‒ рефлексия;

‒ коррекционная работа и др. [10].

Развитие инклюзивного образования выделено одним из приоритетных направлений образования для устойчивого развития, обозначенных в национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. В Концепции развития педагогического образования на 2015–2020 годы, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, выделена необходимость работы современного педагога с разными категориями детей и их родителями, в том числе с детьми-инвалидами и детьми с ОПФР. Это требует от педагогических работников, осуществляющих обучение в условиях инклюзии, специальной педагогической, психологической подготовленности, знания особых образовательных потребностей учащегося с ОПФР, особенностей обучения, основных путей, организационных форм, методов и средств обучения учащихся с ОПФР. В данной статье были проанализированы особенности методики обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в инклюзивных группах учреждений профессионального образования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахутина, Т.В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход : учеб. пособие / Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. СПб. : Питер, 2008. 320 с.

2. Бадина, А.Н. Особенности учебной мотивации умственно отсталых и нормально развивающихся подростков [Электронный ресурс] / А.Н. Бадина // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. Режим доступа : http://eduherald.ru/ru/article/view?id=19117. Дата доступа : 10.01.2020.

3. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций : собр. соч. : в 6 т. / Л.С. Выготский. М., 1983. Т. 3. С. 5–328.

4. Гальперин, П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий / П.Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. М. : Смысл ; Эксмо, 1967. Т. 1. С. 441–469.

5. Дефектологический словарь : в 2 т. / под ред. В. Гудониса, Б.П. Пузанова. М. : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2007.

6. Зайцев, Д.В. Основы коррекционной педагогики : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. : Д.В. Зайцев, Н.В. Зайцева, Педагогический институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. 110 с.

7. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н. Исаев. СПб. : Речь, 2007. 391 с.

8. Кодекс Республики Беларусь от 13 января 2011 г. № 243-3 // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2016.

9. Основы специальной психологии : учеб. пособие / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. М. : Академия, 2002. 480 с.

10. Особенности организации образовательного процесса в группах совместного обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью : метод. рекомендации / М.В. Ильин [и др.] ; под общ. ред. М.В. Ильина. Минск : РИПО. 2019. 43 с.

11. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова. 2-е изд. М. : Флинта : Московский психолого-социальный институт, 2000. 104 с.

12. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости : метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. С. 120–129.

13. Прощицкая, Е.Н. Профессиональная ориентация учащихся вспомогательной школы : учеб.-метод. пособие / Е.Н. Прощицкая. Минск : Акад. Последиплом. образования, 2004. 51 с.

14. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина [и др.] ; под ред. И.В. Дубровиной. М. : Просвещение, 1991. 303 с.

15. Соловьева, О.А. Содержание и возможности дифференцированного обучения учащихся с особенностями психофизического развития в «инклюзивных группах» учреждений профессионального образования / О.А. Соловьева // Мастерство online [Электронный ресурс]. 2016. № 3(8). Режим доступа : http://ripo.unibel.by/index.php?id=1955. Дата доступа : 17.10.2016.

16. Соловьева, О.А. Обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью / О.А. Соловьева // Сацыяльна-педагагiчная работа. № 10(104). 2009. С. 27–30.

17. Специальная педагогика : учеб. пособие / Л.И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд. М. : «Академия», 2002. 400 с.

18. Шинкаренко, В.А. Методика производственного обучения лиц с интеллектуальной недостаточностью в учреждениях профессионально-технического образования / В.А. Шинкаренко. Минск : РИПО, 2019. 56 с.

Библиографическая ссылка

О.А. Соловьева "Методика обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью в «Инклюзивных группах»" // Мастерство online [Электронный ресурс]. – 2020. – 1(22).
Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=4538

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Сервисы для создания интерактивного учебного контента

Рабочие листы в документах Google Интерактивный рабочий лист (ИРЛ) — цифровое средство организации учителем учебной деятельности обучающихся...