Изменения Кодекса Республики Беларусь об образовании, касающиеся специального образования.
Подготовила: учитель-дефектолог Левчик А.С.
14 января 2022 г. издан ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»
Рассмотрим статьи, в которых говорится о специальном образовании.
РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья
1. Основные термины, применяемые в настоящем Кодексе,
и их
определения
1.
В настоящем Кодексе применяются следующие основные термины и их
определения:
1.13.
коррекционно-педагогическая помощь – вид педагогической помощи,
включающий в себя
педагогические мероприятия (логопедические, тифлопедагогические, сурдопедагогические
и иные) и содействующий освоению содержания образовательных программ основного
образования на уровнях дошкольного, общего среднего, профессионально-технического
и среднего специального образования, специального образования лицами с
особенностями психофизического развития, имеющими стойкие или временные
трудности в его освоении;
1.14.
коррекционные занятия – занятия, направленные на преодоление, ослабление, компенсацию
нарушений в физическом и (или) психическом развитии обучающихся с особенностями
психофизического развития и способствующие их социальному развитию;
1.15.
лицо с особенностями психофизического развития – лицо, имеющее нарушения в
физическом и (или) психическом развитии, которые ограничивают его социальную деятельность
и требуют создания специальных условий для получения образования;
Статья 13. Специальное образование
1. Специальное образование –
обучение и воспитание обучающихся, которые
являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации
образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного,
общего среднего образования.
Образовательные программы
специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования
разрабатываются на основе образовательной программы дошкольного и
образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей
психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивают коррекцию нарушений развития,
социальное развитие и интеграцию в общество лиц с особенностями
психофизического развития.
2. Лицам с особенностями
психофизического развития, освоившим содержание образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего образования и успешно
прошедшим итоговую аттестацию по завершении обучения и воспитания на II или III
ступени общего среднего образования, выдаются соответственно свидетельство об
общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании. Такие лица
считаются получившими соответственно общее базовое образование или общее
среднее образование.
3. Лицу с особенностями
психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего образования, которому выданы
свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем
образовании, учреждением образования также выдается справка об освоении
содержания образовательной программы специального образования на уровне общего
среднего образования по форме, установленной Министерством образования.
4. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной
программы специального образования на уровне общего среднего образования для
лиц с интеллектуальной недостаточностью и успешно прошедшему итоговую
аттестацию, если иное не установлено настоящим Кодексом, выдается свидетельство
о специальном образовании.
5. Лицо с
особенностями психофизического развития может реализовать свое право на
получение специального образования при наличии заключения государственного центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Статья
14. Получение основного и дополнительного образования
обучающимися
с особыми индивидуальными образовательными
потребностями
1. В Республике
Беларусь осуществляется поддержка одаренных и талантливых обучающихся, лиц с
особенностями психофизического развития, детей, нуждающихся в особых условиях
воспитания, и оказывается содействие в получении такими лицами основного и
дополнительного образования, а также создаются условия для получения дошкольного
и общего среднего образования на дому, предоставляется возможность получения
общего среднего и профессионально-технического образования лицам, содержащимся
в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства
внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел,
обучающимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных
лечебно-воспитательных учреждениях.
2. В целях
выявления и поддержки одаренных и талантливых обучающихся
организуются и
проводятся олимпиады, конкурсы, турниры, фестивали и иные образовательные
мероприятия, спортивные соревнования, физкультурно-оздоровительные,
спортивно-массовые мероприятия, направленные на выявление и развитие у
обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям
физической культурой и спортом, интереса к научной (научно исследовательской)
деятельности, творческой деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих
достижений, физической культуры и спорта.
Для
оказания содействия в получении одаренными и талантливыми обучающимися основного
и дополнительного образования, удовлетворения их особых индивидуальных образовательных
потребностей создаются разные виды учреждений образования, условия для
организации учебно-тренировочного процесса в целях подготовки спортивного резерва
и (или) спортсменов высокого класса, организуются дополнительно к учебным
занятиям занятия,
направленные на интеллектуальное, духовное и физическое развитие, развитие
творческих способностей обучающихся, устанавливаются льготы при приеме для
получения основного образования.
3. При получении
основного и дополнительного образования обеспечивается
включение лиц с
особенностями психофизического развития в совместный
образовательный
процесс с иными обучающимися посредством создания специальных условий с учетом
особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных
возможностей, оказания при необходимости коррекционно-педагогической помощи.
В
зависимости от степени выраженности нарушений в физическом и (или)
психическом
развитии обучающихся коррекционно-педагогическая помощь может оказываться при
освоении ими содержания образовательных программ основного образования в рамках
соответствующей образовательной программы и (или) отдельно.
Коррекционно-педагогическая
помощь оказывается в пунктах коррекционно-
педагогической
помощи, центрах профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями
психофизического развития, государственных центрах коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации. Содержание коррекционно-педагогической помощи, порядок
и условия ее оказания в пунктах коррекционно-педагогической помощи,
центрах
профессиональной и социальной реабилитации лиц с особенностями психофизического
развития, государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации определяются Министерством образования.
Порядок
определения наполняемости групп, классов, учебных групп, объединений по
интересам при освоении содержания образовательных программ основного и
дополнительного образования с включением в образовательный процесс лиц с
особенностями психофизического развития определяется Министерством образования,
если иное не установлено настоящим Кодексом.
Лицо
с особенностями психофизического развития может реализовать свое право на
создание специальных условий при получении основного или дополнительного образования,
получение коррекционно-педагогической помощи при наличии заключения государственного
центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об
освоении содержания образовательной программы специального образования
на уровне общего
среднего образования.
Статья 39. Пользование учебниками и
учебными пособиями
1. Пользование учебниками и
учебными пособиями обучающимися в учреждениях образования может быть платным и
бесплатным.
Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается
для: лиц с особенностями психофизического развития, осваивающих содержание
образовательных программ специального образования.
РАЗДЕЛ
XVI СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГЛАВА
57 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья
262. Система специального образования
1. Специальное образование направлено на подготовку
лиц с особенностями
психофизического развития к трудовой деятельности,
семейной жизни, их социализацию
и интеграцию в общество, формирование необходимых им
в самостоятельной жизни
компетенций.
2. Система специального образования включает в себя:
2.1. участников образовательного процесса при
реализации образовательных
программ специального образования;
2.2. образовательные программы специального
образования;
2.3. учреждения специального образования;
2.4. иные учреждения образования, реализующие
образовательные программы
специального образования;
2.5. иные организации, осуществляющие
образовательную деятельность,
реализующие образовательные программы специального
образования;
2.6. учебно-методические объединения в сфере
специального образования;
2.7. организации, участвующие в реализации
образовательных программ
специального образования посредством сетевой формы
взаимодействия;
2.8. индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
образовательную
деятельность, реализующих образовательные программы
специального образования;
2.9. государственные организации образования,
обеспечивающие функционирование
системы образования;
2.10. республиканские органы государственного
управления, иные государственные
организации, подчиненные Правительству Республики
Беларусь, местные
исполнительные и распорядительные органы, иные
организации в пределах их
полномочий в сфере специального образования.
Статья 263. Образовательные программы специального
образования
1. Образовательные программы специального
образования подразделяются на:
1.1. образовательную программу специального
образования на уровне дошкольного
образования;
1.2. образовательную программу специального
образования на уровне общего
среднего образования;
1.3. образовательную программу специального
образования на уровне дошкольного
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью;
1.4. образовательную программу специального
образования на уровне общего
среднего образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью.
2. Образовательные программы специального
образования разрабатываются
на основе образовательной программы дошкольного
образования и образовательных
программ общего среднего образования.
3. Образовательные программы специального
образования реализуются в очной
и заочной формах получения образования. Получение
образования в вечерней и заочной
формах получения образования допускается только в
вечерних классах в специальной
школе, специальной школе-интернате.
4. Образовательные программы специального
образования реализуются
в учреждениях специального образования, а также
могут реализовываться в учреждениях
дошкольного образования, учреждениях общего среднего
образования, университетах,
академиях (консерваториях), детских домах,
специальных учебно-воспитательных
учреждениях, специальных лечебно-воспитательных
учреждениях, образовательнооздоровительных центрах, иных организациях,
индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими образовательную деятельность. Виды
образовательных программ
специального образования, реализуемых в указанных
учреждениях образования, иных
организациях, у индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих образовательную
деятельность, определяются настоящим Кодексом.
Статья 264. Образовательные стандарты специального
образования
1. Образовательные стандарты специального
образования включают:
1.1. образовательный стандарт специального
образования на уровне дошкольного
образования;
1.2. образовательный стандарт специального
образования на уровне общего среднего
образования;
1.3. образовательный стандарт специального
образования на уровне дошкольного
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью;
1.4. образовательный стандарт специального
образования на уровне общего среднего
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью.
2. Образовательные стандарты специального
образования, кроме образовательного
стандарта на уровне дошкольного образования для лиц
с интеллектуальной
недостаточностью, устанавливают требования к
результатам освоения содержания
образовательной программы специального образования
на уровне дошкольного
образования, образовательной программы специального
образования на уровне общего
среднего образования, образовательной программы
специального образования на уровне
общего среднего образования для лиц с
интеллектуальной недостаточностью,
к содержанию учебно-программной документации
соответствующей образовательной
программы специального образования, организации
образовательного процесса,
максимальному допустимому объему учебной нагрузки
воспитанников, учащихся,
обязательному количеству учебных часов на проведение
коррекционных занятий.
Требования к результатам освоения содержания
образовательной программы
специального образования на уровне дошкольного
образования, образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования,
образовательной программы специального образования
на уровне общего среднего
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью включают формируемые
компетенции обучающихся.
Образовательный стандарт специального образования на
уровне дошкольного
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью устанавливает требования
к содержанию учебно-программной документации
соответствующей образовательной
программы специального образования, организации
образовательного процесса,
максимальному допустимому объему учебной нагрузки
воспитанников, обязательному
количеству учебных часов на проведение коррекционных
занятий.
3. Разработку образовательных стандартов
специального образования организует
Министерство образования и осуществляет ее совместно
с организациями,
осуществляющими научно-методическое обеспечение
специального образования.
4. Образовательные стандарты специального
образования утверждаются
Министерством образования.
Статья 265. Срок получения образования лицами,
осваивающими содержание
образовательных программ специального образования
1. Срок получения образования лицом, осваивающим
содержание образовательной
программы специального образования на уровне
дошкольного образования,
образовательной программы специального образования
на уровне дошкольного
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью, соответствует сроку
получения дошкольного образования и на основании
заключения государственного
центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации может быть увеличен
на срок от одного года до двух лет.
2. Срок получения образования лицом, осваивающим
содержание образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования, зависит
от возможности освоения ее содержания, а также от
структуры и степени тяжести
нарушений в физическом и (или) психическом развитии
такого лица и составляет
для получения:
2.1. начального образования – от четырех до пяти
лет;
2.2. общего базового образования – от девяти до
десяти лет;
2.3. общего среднего образования – от одиннадцати до
двенадцати лет;
2.4. общего среднего образования в вечерних классах
в специальной школе,
специальной школе-интернате – от двенадцати до
тринадцати лет.
3. Сроки обучения и воспитания лиц с особенностями
психофизического развития
на ступенях общего среднего образования составляют:
3.1. на I ступени – от четырех до пяти лет;
3.2. на II ступени – пять лет;
3.3. на III ступени – два года (в вечерних классах в
специальной школе, специальной
школе-интернате – три года).
4. Срок получения образования лицом, осваивающим
содержание образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью, зависит от его
познавательных возможностей
и составляет:
4.1. в первом отделении специальной школы,
специальной школы-интерната
для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью
– от десяти до двенадцати лет;
4.2. во втором отделении специальной школы,
специальной школы-интерната
для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью,
в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации – десять лет.
ГЛАВА 58
УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ИНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕАЛИЗУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 266. Учреждения образования, реализующие
образовательные
программы специального образования
К учреждениям образования, реализующим
образовательные программы
специального образования, относятся:
учреждения специального образования;
иные учреждения образования, реализующие
образовательные программы
специального образования.
Статья 267. Учреждения специального образования
1. Учреждение специального образования – учреждение
образования, которое
реализует одну или несколько образовательных
программ специального образования
и может реализовывать образовательную программу
дополнительного образования детей
и молодежи, программу воспитания детей, нуждающихся
в оздоровлении,
образовательную программу профессиональной
подготовки рабочих (служащих).
2. Учреждения специального образования могут быть
следующих видов:
2.1. специальный детский сад;
2.2. специальная школа, специальная школа-интернат;
2.3. центр коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации;
2.4. иные учреждения специального образования.
3. Учреждения специального образования, кроме
специального детского сада,
в зависимости от структуры и степени тяжести
нарушений в физическом и (или)
психическом развитии лиц создаются для обучающихся:
3.1. с интеллектуальной недостаточностью;
3.2. с тяжелыми нарушениями речи;
3.3. с нарушением слуха;
3.4. с нарушениями зрения;
3.5. с трудностями в обучении;
3.6. с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата;
3.7. с тяжелыми, множественными нарушениями в
физическом и (или) психическом
развитии;
3.8. с расстройствами аутистического спектра.
Расстройства аутистического
спектра – разные по степени выраженности нарушения
поведения, общения и социального
взаимодействия.
Статья 269. Специальная школа, специальная
школа-интернат
1. Специальная школа, специальная школа-интернат –
учреждения специального
образования, в которых реализуются образовательная
программа специального
образования на уровне общего среднего образования,
образовательная программа
специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью, создаются
условия для гармоничного развития
и социализации обучающихся, а также могут
реализовываться образовательная программа
специального образования на уровне дошкольного
образования, образовательная
программа специального образования на уровне
дошкольного образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью, образовательная
программа дополнительного
образования детей и молодежи, программа воспитания
детей, нуждающихся
в оздоровлении, образовательная программа
профессиональной подготовки рабочих
(служащих). В специальной школе-интернате создаются
условия для проживания
и питания учащихся, осуществляется постинтернатное
сопровождение выпускников
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детейсирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
2. В специальных школах для оказания помощи семье в
обучении и воспитании
учащихся, создания условий для развития их
творческих способностей могут открываться
группы продленного дня для учащихся I–IX (X)
классов, положение о которых
утверждается Министерством образования.
3. В специальных школах, специальных
школах-интернатах учащимся
с интеллектуальной недостаточностью, нарушением
слуха, компенсированным
кохлеарным имплантом, нарушениями зрения,
трудностями в обучении, нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата, имеющим
нарушения речи, оказывается
логопедическая помощь. Порядок оказания
логопедической помощи определяется
Министерством образования.
4. В специальной школе, специальной школе-интернате
для обучающихся
с нарушением слуха создается кабинет слуховой
работы.
5. В специальной школе, специальной школе-интернате
для обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи могут открываться классы
для учащихся с трудностями
в обучении. В специальной школе, специальной
школе-интернате для обучающихся
с трудностями в обучении могут открываться классы
для учащихся с тяжелыми
нарушениями речи.
6. В специальной школе, специальной школе-интернате
могут открываться классы
для учащихся с расстройствами аутистического
спектра.
7. В специальной школе, специальной школе-интернате
могут создаваться
структурные подразделения: учебно-производственная
мастерская, учебно-опытное
хозяйство, ресурсный центр, иные структурные
подразделения.
ГЛАВА 59
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 273. Общие требования к организации
образовательного процесса при
реализации образовательных программ специального
образования
1. Образовательный процесс при реализации
образовательных программ
специального образования может быть организован:
1.1. в учреждениях образования;
1.2. в иных организациях, осуществляющих
образовательную деятельность;
1.3. у индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих образовательную
деятельность;
1.4. на дому;
1.5. в организациях здравоохранения;
1.6. в санаторно-курортных и оздоровительных
организациях;
1.7. в учреждениях социального обслуживания.
2. Образовательный процесс при реализации
образовательных программ
специального образования носит коррекционную
направленность и организуется с учетом
структуры и степени тяжести нарушений в физическом и
(или) психическом развитии
и возраста обучающихся на основании
учебно-программной документации
образовательных программ специального образования.
3. В учреждениях специального образования
образовательный процесс при
реализации образовательной программы специального
образования на уровне
дошкольного образования, образовательной программы
специального образования
на уровне дошкольного образования для лиц с
интеллектуальной недостаточностью
осуществляется в группах, а при реализации
образовательной программы специального
образования на уровне общего среднего образования,
образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью – в классах,
группах (при делении класса
на группы). Порядок деления классов на группы при
реализации образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования,
образовательной программы специального образования
на уровне общего среднего
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью определяется Положением
об учреждении специального образования или его виде.
4. Образовательный процесс при реализации
образовательной программы
специального образования на уровне дошкольного
образования, образовательной
программы специального образования на уровне
дошкольного образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью организуется в
соответствии с требованиями
к организации образовательного процесса при
реализации образовательной программы
дошкольного образования с учетом особенностей,
содержащихся в настоящей главе.
Коррекция нарушений в физическом и (или) психическом
развитии лиц с особенностями
психофизического развития осуществляется на
коррекционных занятиях (групповых,
подгрупповых, индивидуальных).
5. Образовательный процесс при реализации
образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего
образования, образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью организуется в
соответствии с требованиями
к организации образовательного процесса при
реализации образовательных программ
общего среднего образования с учетом особенностей,
содержащихся в настоящей главе.
Коррекция нарушений в физическом и (или) психическом
развитии лиц с особенностями
психофизического развития осуществляется на коррекционных
занятиях (групповых,
подгрупповых, индивидуальных).
Образовательный процесс при реализации
образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего
образования, образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью может быть
организован с использованием
учебников, учебных пособий и иных учебных изданий
для специальных школ и (или)
учреждений общего среднего образования.
Воспитательная работа во внеучебное время с
учащимися, осваивающими
содержание образовательной программы специального
образования на уровне общего
среднего образования, образовательной программы
специального образования на уровне
общего среднего образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью,
осуществляется педагогическими работниками, в том
числе выполняющими функции
классного руководителя.
6. В специальных школах, специальных
школах-интернатах для учащихся
с нарушением слуха, учащихся с интеллектуальной
недостаточностью образовательный
процесс осуществляется в классах первого и второго
отделений. Первое и второе
отделения создаются в зависимости от степени потери
слуха, степени тяжести
интеллектуальной недостаточности.
7. В специальных школах, специальных
школах-интернатах для учащихся
с тяжелыми нарушениями речи, нарушением слуха,
нарушениями зрения, трудностями
в обучении, нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата могут открываться
вечерние классы, наполняемость которых составляет 10
учащихся.
Вечерние классы в специальной школе, специальной
школе-интернате – классы,
создаваемые на III ступени общего среднего
образования, в которых образовательная
программа специального образования на уровне общего
среднего образования реализуется
в вечерней и заочной формах получения образования.
При освоении содержания
образовательной программы специального образования
на уровне общего среднего
образования в заочной форме получения образования в
вечерних классах в специальной
школе, специальной школе-интернате в учебном году
организуются сессии, во время
которых проводятся учебные занятия, занятия,
консультации, а также аттестация
учащихся. Порядок организации образовательного
процесса при реализации
образовательной программы специального образования
на уровне общего среднего
образования в вечерних классах в специальной школе,
специальной школе-интернате
в вечерней и заочной формах получения образования
определяется Положением
о специальной школе, специальной школе-интернате.
8. В специальных школах, специальных
школах-интернатах для обучающихся
с интеллектуальной недостаточностью могут
открываться XI, XI–XII классы углубленной
социальной и профессиональной подготовки,
наполняемость которых составляет
12 учащихся.
Классы углубленной социальной и профессиональной
подготовки – XI, XI–XII классы,
в которых одновременно с образовательной программой
специального образования
на уровне общего среднего образования для лиц с
интеллектуальной недостаточностью
реализуется образовательная программа
профессиональной подготовки рабочих
(служащих).
9. При организации интегрированного обучения и
воспитания образовательный
процесс при реализации образовательной программы
специального образования на уровне
дошкольного образования, образовательной программы
специального образования
на уровне дошкольного образования для лиц с
интеллектуальной недостаточностью
осуществляется в специальных группах, санаторных
специальных группах, группах
интегрированного обучения и воспитания, санаторных
группах интегрированного
обучения и воспитания, а при реализации образовательной
программы специального
образования на уровне общего среднего образования,
образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью – в специальных
классах, классах
интегрированного обучения и воспитания.
Специальные группы – группы, в которых обучаются и
воспитываются лица
с особенностями психофизического развития,
осваивающие содержание образовательной
программы специального образования на уровне
дошкольного образования,
образовательной программы специального образования
на уровне дошкольного
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью.
Санаторные специальные группы – группы, в которых
обучаются и воспитываются,
а также получают оздоровление лица с особенностями
психофизического развития,
осваивающие содержание образовательной программы
специального образования
на уровне дошкольного образования, образовательной
программы специального
образования на уровне дошкольного образования для
лиц с интеллектуальной
недостаточностью.
Специальные группы, санаторные специальные группы
создаются для детей
с особенностями психофизического развития в возрасте
до трех лет и для детей
с особенностями психофизического развития в возрасте
от трех до восьми лет, для детей
с особенностями психофизического развития в возрасте
от одного года до семи (восьми)
лет.
Группы интегрированного обучения и воспитания –
группы, в которых обучаются
и воспитываются лица с особенностями
психофизического развития, осваивающие
содержание образовательной программы специального
образования на уровне
дошкольного образования, образовательной программы
специального образования
на уровне дошкольного образования для лиц с
интеллектуальной недостаточностью,
и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие
содержание образовательной
программы дошкольного образования.
Санаторные группы интегрированного обучения и
воспитания – группы, в которых
совместно обучаются и воспитываются, а также
получают оздоровление лица
с особенностями психофизического развития, осваивающие
содержание образовательной
программы специального образования на уровне
дошкольного образования,
образовательной программы специального образования
на уровне дошкольного
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью, и лица, не имеющие таких
особенностей, осваивающие содержание образовательной
программы дошкольного
образования.
Специальные классы – классы, в которых обучаются и воспитываются лица
с особенностями психофизического развития,
осваивающие содержание образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования,
образовательной программы специального образования
на уровне общего среднего
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью.
Классы интегрированного
обучения и воспитания – классы, в которых обучаются
и воспитываются лица с особенностями
психофизического развития, осваивающие
содержание образовательной программы специального
образования на уровне общего
среднего образования, образовательной программы
специального образования на уровне
общего среднего образования для лиц с
интеллектуальной недостаточностью, и лица,
не имеющие таких особенностей, осваивающие
содержание образовательных программ
общего среднего образования.
Порядок создания специальных групп, санаторных
специальных групп, групп
интегрированного обучения и воспитания, санаторных
групп интегрированного обучения
и воспитания, специальных классов, классов
интегрированного обучения и воспитания
и организации образовательного процесса в них
определяется Министерством
образования.
10. Наполняемость групп, специальных групп,
санаторных специальных групп
составляет:
10.1. для детей с тяжелыми нарушениями речи в
возрасте до трех лет –
6 воспитанников, в возрасте от трех до восьми лет –
12 воспитанников, в возрасте
от одного года до семи (восьми) лет – 10
воспитанников;
10.2. для неслышащих детей – 6 воспитанников;
10.3. для слабослышащих детей в возрасте до трех лет
– 6 воспитанников, в возрасте
от трех до восьми лет – 8 воспитанников, в возрасте
от одного года до семи (восьми) лет –
6 воспитанников;
10.4. для незрячих детей, незрячих и слабовидящих
детей – 6 воспитанников;
10.5. для слабовидящих детей в возрасте до трех лет
– 6 воспитанников, в возрасте
от трех до восьми лет – 10 воспитанников, в возрасте
от одного года до семи (восьми)
лет – 8 воспитанников;
10.6. для детей с амблиопией в возрасте до трех лет
– 6 воспитанников, в возрасте
от трех до восьми лет – 10 воспитанников, в возрасте
от одного года до семи (восьми)
лет – 8 воспитанников;
10.7. для детей с косоглазием в возрасте до трех лет
– 6 воспитанников, в возрасте
от трех до восьми лет – 10 воспитанников, в возрасте
от одного года до семи (восьми)
лет – 8 воспитанников;
10.8. для слепоглухих детей – 2 воспитанника;
10.9. для детей с трудностями в обучении в возрасте
до трех лет – 6 воспитанников,
в возрасте от трех до восьми лет – 10 воспитанников,
в возрасте от одного года до семи
(восьми) лет – 8 воспитанников;
10.10. для детей с расстройствами аутистического
спектра – 4 воспитанника;
10.11. для детей с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата в возрасте
до трех лет – 6 воспитанников, в возрасте от трех до
восьми лет – 8 воспитанников,
в возрасте от одного года до семи (восьми) лет – 6
воспитанников;
10.12. для детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата
(со значительным и резко выраженным нарушением
передвижения или его отсутствием) –
3 воспитанника;
10.13. для детей с легкой интеллектуальной
недостаточностью – 6 воспитанников;
10.14. для детей с умеренной, тяжелой
интеллектуальной недостаточностью –
4 воспитанника;
10.15. для детей с тяжелыми, множественными
нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии – 4 воспитанника, а в случае,
если в этой группе есть один
воспитанник с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата (со значительным
и резко выраженным нарушением передвижения или его
отсутствием), – 3 воспитанника.
11. Наполняемость групп интегрированного обучения и
воспитания, санаторных
групп интегрированного обучения и воспитания для
детей в возрасте до трех лет
составляет от 8 до 10 воспитанников, из них:
11.1. один ребенок с особенностями психофизического
развития с нарушениями
однородного характера – при обучении и воспитании
детей с интеллектуальной
недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих
детей, или детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата (со
значительным и резко выраженным
нарушением передвижения или его отсутствием), или
детей с расстройствами
аутистического спектра;
11.2. не более трех лиц с особенностями
психофизического развития с нарушениями
однородного характера – при обучении и воспитании
слабослышащих детей, или
слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями
речи, или детей с трудностями
в обучении;
11.3. не более двух лиц с особенностями
психофизического развития с разными
(не более двух) нарушениями развития.
12. Наполняемость групп интегрированного обучения и
воспитания, санаторных
групп интегрированного обучения и воспитания для
детей в возрасте от трех до восьми
лет составляет от 10 до 12 воспитанников, из них:
12.1. не более двух лиц с особенностями
психофизического развития с нарушениями
однородного характера – при обучении и воспитании
детей с интеллектуальной
недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих
детей, или детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата (со значительным
и резко выраженным
нарушением передвижения или его отсутствием), или
детей с расстройствами
аутистического спектра;
12.2. не более четырех лиц с особенностями
психофизического развития
с нарушениями однородного характера – при обучении и
воспитании слабослышащих
детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми
нарушениями речи, или детей
с трудностями в обучении;
12.3. не более трех лиц с особенностями
психофизического развития с разными
(не более двух) нарушениями развития.
13. Наполняемость групп интегрированного обучения и
воспитания, санаторных
групп интегрированного обучения и воспитания для
детей в возрасте от одного года
до семи (восьми) лет составляет от 6 до 8
воспитанников, из них:
13.1. один ребенок с особенностями психофизического
развития с нарушениями
однородного характера – при обучении и воспитании
детей с интеллектуальной
недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих
детей, или детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата (со
значительным и резко выраженным
нарушением передвижения или его отсутствием), или
детей с расстройствами
аутистического спектра;
13.2. не более трех лиц с особенностями
психофизического развития с нарушениями
однородного характера – при обучении и воспитании
слабослышащих детей, или
слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями
речи, или детей с трудностями
в обучении;
13.3. не более двух лиц с особенностями
психофизического развития с разными
(не более двух) нарушениями развития.
14. Наполняемость классов, специальных классов
составляет:
14.1. для слабослышащих детей с относительно
развитой речью – 10 учащихся;
14.2. для неслышащих детей, слабослышащих детей с
грубым недоразвитием речи –
8 учащихся;
14.3. для незрячих детей, незрячих и слабовидящих
детей – 8 учащихся;
14.4. для слабовидящих детей – 12 учащихся;
14.5. для слепоглухих детей – 3 учащихся;
14.6. для детей с трудностями в обучении – 12
учащихся;
14.7. для детей с тяжелыми нарушениями речи – 12
учащихся;
14.8. для детей с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата –
10 учащихся, а в случае, если в этом классе есть
один учащийся с нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата (со значительным и
резко выраженным нарушением
передвижения или его отсутствием), – 6 учащихся;
14.9. для детей с легкой интеллектуальной недостаточностью
– 12 учащихся;
14.10. для детей с умеренной, тяжелой
интеллектуальной недостаточностью –
6 учащихся;
14.11. для детей с тяжелыми, множественными
нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии – 6 учащихся;
14.12. для детей с расстройствами аутистического
спектра – 6 учащихся.
15. Наполняемость классов интегрированного обучения
и воспитания не должна
превышать 20 учащихся, из них:
15.1. не более трех лиц с особенностями
психофизического развития с нарушениями
однородного характера – при обучении и воспитании
детей с интеллектуальной
недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих
детей, или детей с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата (со
значительным и резко выраженным
нарушением передвижения или его отсутствием), или
детей с расстройствами
аутистического спектра;
15.2. не более шести лиц с особенностями
психофизического развития
с нарушениями однородного характера – при обучении и
воспитании слабослышащих
детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми
нарушениями речи, или детей
с трудностями в обучении;
15.3. не более четырех лиц с особенностями
психофизического развития с разными
(не более двух) нарушениями развития.
16. В учреждении образования, размещенном в сельском
населенном пункте,
специальный класс может открываться при наличии
одного учащегося с особенностями
психофизического развития при отсутствии возможности
организации обучения
и воспитания в классе интегрированного обучения и
воспитания.
17. Наполняемость групп продленного дня в
специальных школах, учреждениях
общего среднего образования, реализующих
образовательную программу специального
образования на уровне общего среднего образования,
образовательную программу
специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью, соответствует
наполняемости классов,
специальных классов и классов интегрированного
обучения и воспитания.
18. В учреждениях образования, иных организациях, у
индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих образовательную
деятельность, при реализации
образовательных программ специального образования по
решению учредителя,
индивидуального предпринимателя может быть
установлена меньшая наполняемость
специальных групп, санаторных специальных групп,
групп, групп интегрированного
обучения и воспитания, санаторных групп
интегрированного обучения и воспитания,
специальных классов, классов, классов
интегрированного обучения и воспитания,
вечерних классов в специальной школе, специальной
школе-интернате, XI, XI–XII классов
углубленной социальной и профессиональной
подготовки.
19. Образовательный процесс при реализации
образовательных программ
специального образования для обучающихся с
нарушениями зрения организуется
с использованием тифлотехнических средств,
специального оборудования, ассистивных
устройств и технологий, тактильной рельефной
графики, учебных изданий, издаваемых
для незрячих рельефно-точечным шрифтом Брайля, для
слабовидящих – увеличенным
шрифтом.
20. Образовательный процесс при реализации
образовательных программ
специального образования для обучающихся с
нарушением слуха организуется
с использованием звукоусиливающей аппаратуры
коллективного и (или) индивидуального
пользования, технических средств, обеспечивающих
передачу учебного материала
и другой информации на зрительной основе.
21. При организации образовательного процесса для
лица с расстройствами
аутистического спектра с учетом структуры и степени
тяжести нарушения обеспечивается
его персональное сопровождение педагогическим
работником учреждения образования.
Необходимость и форма персонального сопровождения
определяются психолого-медико-
педагогической комиссией государственного центра
коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации.
22. Образовательный процесс при реализации
образовательных программ
специального образования для учащихся с нарушением
слуха, которые обучаются во
втором отделении специальной школы,
специальной школы-интерната, организуется на
белорусском или русском
(письменная, устная, дактильная формы) языке и на
жестовом языке.
23. Образовательный процесс при реализации
образовательных программ
специального образования для обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи организуется
на белорусском или русском языке.
24. Изучение иностранного языка на базовом и
повышенном уровнях во втором
отделении специальной школы, специальной
школы-интерната для обучающихся
с нарушением слуха, в специальной школе, специальной
школе-интернате
для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
осуществляется по желанию
обучающегося, законного представителя несовершеннолетнего
обучающегося.
Статья 274. Общие требования к приему (зачислению) лиц
с особенностями
психофизического развития для освоения содержания образовательных
программ специального образования
1. Прием (зачисление) лиц с особенностями
психофизического развития
для освоения содержания образовательных программ
специального образования
осуществляется на основании заключения
государственного центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации в
порядке, установленном для приема
(зачисления) лиц для освоения содержания
образовательной программы дошкольного
образования, образовательных программ общего
среднего образования.
2. Прием (зачисление) лиц с особенностями
психофизического развития
для освоения содержания образовательных программ
специального образования в части,
не урегулированной настоящим Кодексом,
осуществляется в соответствии с Положением
об учреждении специального образования или его виде.
Статья 275. Получение специального образования на
дому, сочетание учебных занятий, занятий на дому и в учреждении образования
1. Для лиц с особенностями психофизического
развития, которые по состоянию
здоровья временно или постоянно не могут посещать
учреждения образования, создаются
условия для получения специального образования на
дому. Перечень медицинских
показаний для получения специального образования на
дому определяется
Министерством здравоохранения.
2. Образовательный процесс для получения
специального образования на дому
организуется государственным учреждением образования
по месту жительства (месту
пребывания) лица с особенностями психофизического
развития или государственным
учреждением образования, в котором оно обучалось до
возникновения медицинских
показаний для получения специального образования на
дому.
В целях социализации лица с особенностями психофизического
развития,
получающего специальное образование на дому, учебные
занятия, занятия могут
организовываться на дому или в сочетании учебных
занятий, занятий на дому
и в учреждении образования, организовавшем обучение
и воспитание на дому.
3. Решение о получении специального образования на
дому, организации учебных
занятий, занятий на дому или на дому и в учреждении
образования принимается
структурным подразделением местного исполнительного
и распорядительного органа,
осуществляющим государственно-властные полномочия в
сфере образования, по месту
жительства (месту пребывания) лица с особенностями
психофизического развития
на основании его заявления, заявления законного
представителя несовершеннолетнего
лица, заключения государственного центра коррекционно-развивающего
обучения
и реабилитации, а также заключения
врачебно-консультационной комиссии.
4. Порядок организации получения специального
образования на дому определяется
Министерством образования по согласованию с
Министерством здравоохранения.
ГЛАВА 60
АТТЕСТАЦИЯ ЛИЦ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 279. Аттестация лиц с особенностями
психофизического развития
при освоении содержания образовательных программ специального
образования
1. Лица с особенностями психофизического развития
при освоении содержания
образовательной программы специального образования
на уровне общего среднего
образования, образовательной программы специального
образования на уровне общего
среднего образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью проходят текущую,
промежуточную и итоговую аттестацию в соответствии с
требованиями к проведению
аттестации при реализации образовательных программ
общего среднего образования
с учетом сроков получения образования, изучения
языков, особенностей, содержащихся
в настоящей главе.
2. Порядок проведения текущей, промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
при освоении содержания образовательной программы
специального образования
на уровне общего среднего образования, в том числе
нормы оценки результатов учебной
деятельности учащихся по учебным предметам при
проведении текущей, промежуточной
и итоговой аттестации, определяется Правилами
проведения аттестации учащихся при
освоении содержания образовательной программы
специального образования на уровне
общего среднего образования. Порядок проведения
аттестации учащихся при освоении
содержания образовательной программы специального
образования на уровне общего
среднего образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью, в том числе нормы
оценки результатов учебной деятельности учащихся по
учебным предметам при
проведении текущей, промежуточной и итоговой
аттестации, определяется Правилами
проведения аттестации учащихся при освоении
содержания образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью.
Статья 280. Особенности итоговой аттестации учащихся
при освоении содержания образовательной программы специального образования на
уровне общего среднего образования
1. Итоговая аттестация учащихся при освоении
содержания образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования
по завершении обучения и воспитания на II и III
ступенях общего среднего образования
проводится по результатам итоговой аттестации по
завершении учебных занятий
в учебном году и итоговых испытаний по отдельным
учебным предметам, модулям.
Перечень учебных предметов, модулей, по которым
проводятся итоговые испытания
по завершении обучения и воспитания на II и III
ступенях общего среднего образования,
виды итоговых испытаний ежегодно до начала учебного
года устанавливаются
Министерством образования.
2. Виды итоговых испытаний по завершении обучения и
воспитания на II и III
ступенях общего среднего образования для учащихся
второго отделения специальной
школы, специальной школы-интерната для обучающихся с
нарушением слуха, учащихся
специальной школы, специальной школы-интерната для
обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи определяются с учетом особенностей
изучения ими белорусского или
русского языка.
3. Учащиеся с нарушением слуха, нарушениями зрения,
нарушениями функций
опорно-двигательного аппарата по завершении обучения
и воспитания на III ступени
общего среднего образования по их выбору проходят
итоговые испытания в виде
централизованного экзамена или в ином виде итогового
испытания, определяемом
Правилами проведения аттестации учащихся при
освоении содержания образовательной
программы специального образования на уровне общего
среднего образования.
4. Учащимся второго отделения специальной школы,
специальной школы-интерната
для обучающихся с нарушением слуха на итоговых
испытаниях, требующих устного
ответа, разрешается использовать ответы в письменной
форме.
Статья 281. Особенности аттестации учащихся при
освоении содержания
образовательной программы специального образования на
уровне
общего среднего образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью
1. Итоговая аттестация учащихся первого отделения
специальной школы,
специальной школы-интерната для обучающихся с
интеллектуальной недостаточностью
проводится в форме итогового испытания по трудовому
обучению.
2. Порядок проведения текущей, промежуточной и
итоговой аттестации учащихся
классов второго отделения специальной школы, специальной
школы-интерната
для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью,
учащихся, осваивающих
содержание образовательной программы специального
образования на уровне общего
среднего образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью в центре
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации,
определяется Правилами
проведения аттестации учащихся при освоении
содержания образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью.
ГЛАВА 61
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Статья 282. Система научно-методического обеспечения
специального
образования
1. Научно-методическое обеспечение специального
образования включает в себя:
1.1. учебно-программную документацию образовательных
программ специального
образования;
1.2. программно-планирующую документацию воспитания;
1.3. учебно-методическую документацию;
1.4. учебные и иные издания;
1.5. контрольно-измерительные материалы;
1.6. информационно-аналитические материалы;
1.7. методические указания по разработке
учебно-программной документации
образовательных программ специального образования.
2. Научно-методическое обеспечение специального
образования осуществляют:
2.1. организации, осуществляющие научно-методическое
обеспечение специального
образования;
2.2. учреждения образования, реализующие
образовательные программы
специального образования;
2.3. иные организации, осуществляющие
образовательную деятельность,
реализующие образовательные программы специального
образования;
2.4. учебно-методические объединения в сфере
специального образования;
2.5. организации, участвующие в реализации
образовательных программ
специального образования посредством сетевой формы
взаимодействия;
2.6. индивидуальные предприниматели, осуществляющие
образовательную
деятельность, реализующие образовательные программы
специального образования;
2.7. республиканские органы государственного
управления, иные государственные
организации, подчиненные Правительству Республики
Беларусь, местные
исполнительные и распорядительные органы, иные
организации и физические лица
в пределах их полномочий в сфере специального
образования.
Статья 283. Учебно-программная документация
образовательных программ
специального образования
1. Учебно-программная документация образовательных
программ специального
образования включает в себя:
1.1. учебные планы специального образования;
1.2. программы специального образования.
2. К учебным планам специального образования
относятся:
2.1. учебные планы специального образования на
уровне дошкольного образования;
2.2. учебные планы специального образования на
уровне общего среднего
образования;
2.3. экспериментальные учебные планы;
2.4. индивидуальные учебные планы.
3. К учебным планам специального образования на
уровне дошкольного образования
относятся:
3.1. типовой учебный план специального образования
на уровне дошкольного
образования;
3.2. учебные планы специальных детских садов, иных
организаций, индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих образовательную
деятельность, реализующих
образовательную программу специального образования
на уровне дошкольного
образования, образовательную программу специального
образования на уровне
дошкольного образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью, на текущий
учебный год;
3.3. учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для воспитанников с тяжелыми, множественными
нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии;
3.4. учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для воспитанников с тяжелыми, множественными
нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии на текущий учебный год;
3.5. учебные планы интегрированного обучения и
воспитания на уровне
дошкольного образования на текущий учебный год.
4. К учебным планам специального образования на
уровне общего среднего
образования относятся:
4.1. учебные планы специальных школ, специальных
школ-интернатов;
4.2. учебные планы специальных школ, специальных
школ-интернатов на текущий
учебный год;
4.3. учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями
в физическом и (или)
психическом развитии;
4.4. учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями
в физическом и (или)
психическом развитии на текущий учебный год;
4.5. учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для учащихся с расстройствами аутистического
спектра;
4.6. учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для учащихся с расстройствами аутистического спектра
на текущий учебный год;
4.7. учебные планы интегрированного обучения и
воспитания на уровне общего
среднего образования на текущий учебный год.
5. Типовой учебный план специального образования на
уровне дошкольного
образования является техническим нормативным
правовым актом, разрабатывается
на основе типового учебного плана дошкольного
образования с учетом структуры
и степени тяжести нарушений в физическом и (или)
психическом развитии детей
с особенностями психофизического развития и
устанавливает перечень образовательных
областей, количество учебных часов на их изучение по
группам воспитанников,
количество учебных часов на проведение коррекционных
занятий, максимальный
допустимый объем учебной нагрузки и общее количество
учебных часов в неделю.
Перечень образовательных областей и количество
учебных часов на изучение
отдельных образовательных областей в типовом учебном
плане специального образования
на уровне дошкольного образования определяются в
зависимости от возможностей
освоения содержания образовательных областей
отдельными категориями воспитанников
с особенностями психофизического развития и могут не
совпадать с перечнем
образовательных областей и количеством учебных часов
на изучение отдельных
образовательных областей, определенными типовым
учебным планом дошкольного
образования.
Учебные часы, определенные на проведение
коррекционных занятий,
не учитываются в максимальную допустимую учебную
нагрузку в неделю на одного
воспитанника.
6. Учебный план специального детского сада, иной
организации, индивидуального
предпринимателя, осуществляющих образовательную
деятельность, на текущий учебный
год разрабатывается специальным детским садом, иной
организацией, индивидуальным
предпринимателем, осуществляющими образовательную
деятельность, на основе
типового учебного плана специального образования на
уровне дошкольного образования,
программ специального образования и утверждается
руководителем специального
детского сада, иной организации, осуществляющей
образовательную деятельность,
индивидуальным предпринимателем, осуществляющим
образовательную деятельность.
7. Учебные планы специальных школ, специальных
школ-интернатов включают
в себя:
7.1. учебный план второго отделения специальной
школы, специальной школыинтерната для учащихся с интеллектуальной
недостаточностью;
7.2. учебный план первого отделения специальной
школы, специальной школыинтерната для учащихся с интеллектуальной
недостаточностью;
7.3. учебный план специальной школы, специальной
школы-интерната для учащихся
с тяжелыми нарушениями речи;
7.4. учебный план второго отделения специальной
школы, специальной школыинтерната для учащихся с нарушением слуха;
7.5. учебный план первого отделения специальной
школы, специальной школыинтерната для учащихся с нарушением слуха;
7.6. учебный план специальной школы, специальной
школы-интерната для учащихся
с нарушениями зрения;
7.7. учебный план специальной школы, специальной
школы-интерната для учащихся
с трудностями в обучении;
7.8. учебный план специальной школы, специальной
школы-интерната для учащихся
с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
8. Учебные планы специальных школ, специальных
школ-интернатов, кроме
учебного плана второго отделения специальной школы,
специальной школы-интерната
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью,
являются техническими
нормативными правовыми актами, разрабатываются на
основе типового учебного плана
средней школы с учетом особенностей физического и
(или) психического развития
учащихся и включают в себя перечень обязательных для
изучения учебных предметов,
модулей по классам, устанавливают количество учебных
часов на их изучение,
количество учебных часов на проведение коррекционных
и факультативных занятий,
обязательный объем и максимальный допустимый объем
учебной нагрузки в неделю
на одного учащегося в каждом классе и общее
количество учебных часов на класс.
Учебные часы, предусмотренные учебными планами
специальных школ, специальных
школ-интернатов, кроме учебного плана второго
отделения специальной школы,
специальной школы-интерната для учащихся с
интеллектуальной недостаточностью,
в государственных учреждениях образования
финансируются за счет средств
республиканского и (или) местных бюджетов.
Перечень учебных предметов, модулей и количество учебных
часов на изучение
отдельных учебных предметов, модулей в учебных
планах специальных школ,
специальных школ-интернатов, кроме учебного плана
второго отделения специальной
школы, специальной школы-интерната для учащихся с
интеллектуальной
недостаточностью, определяются в зависимости от
возможностей освоения содержания
учебных предметов, модулей отдельными категориями
лиц с особенностями
психофизического развития и могут не совпадать с
перечнем учебных предметов, модулей
и количеством учебных часов на изучение отдельных
учебных предметов, модулей,
определенными типовым учебным планом средней школы.
Учебные часы, предусмотренные типовым учебным планом
средней школы
на изучение учебных предметов, модулей, не
включенных в указанные в части второй
настоящего пункта учебные планы специальных школ,
специальных школ-интернатов,
перераспределяются на изучение других учебных
предметов, модулей и (или) проведение
факультативных занятий. Учебные часы, определенные
на проведение коррекционных
занятий, не учитываются в максимальном допустимом
объеме учебной нагрузки в неделю
на одного учащегося.
9. Учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для воспитанников с тяжелыми, множественными
нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии, центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями
в физическом и (или)
психическом развитии и учебный план второго
отделения специальной школы,
специальной школы-интерната для учащихся с
интеллектуальной недостаточностью
являются техническими нормативными правовыми актами
и включают в себя перечень
образовательных областей, учебных предметов,
содержащих основы знаний
об окружающем мире, доступные для освоения
указанными лицами, а также
обеспечивающих приобретение ими навыков
самообслуживания и элементарных
трудовых навыков, устанавливают количество учебных
часов на их изучение, количество
учебных часов на проведение коррекционных занятий и
общее количество учебных часов
на группу, класс. Учебные часы, предусмотренные
учебным планом центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
для воспитанников с тяжелыми,
множественными нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии, учебным
планом центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации для учащихся
с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом
и (или) психическом развитии,
учебным планом второго отделения специальной школы,
специальной школы-интерната
для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, в
государственных учреждениях
образования финансируются за счет средств
республиканского и (или) местных
бюджетов. Учебные часы, определенные на проведение
коррекционных занятий,
не учитываются в максимальном допустимом объеме
учебной нагрузки в неделю
на одного воспитанника, учащегося.
10. Типовой учебный план специального образования на
уровне дошкольного
образования, учебный план центра
коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
для воспитанников с тяжелыми, множественными
нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии, учебные планы специальных
школ, специальных школинтернатов, учебный план центра коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
для учащихся с тяжелыми, множественными нарушениями
в физическом и (или)
психическом развитии разрабатываются Министерством образования
совместно
с организациями, осуществляющими научно-методическое
обеспечение специального
образования, и утверждаются Министерством
образования.
11. На основе соответствующего учебного плана центра
коррекционноразвивающего обучения и реабилитации для воспитанников с тяжелыми,
множественными нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии, учебного
плана центра коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации для учащихся
с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом
и (или) психическом развитии,
соответствующих учебных планов специальных школ,
специальных школ-интернатов
центры коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации, специальные школы,
специальные школы-интернаты разрабатывают
соответствующие учебные планы
на текущий учебный год.
При разработке учебного плана центра
коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации для учащихся с тяжелыми,
множественными нарушениями в физическом
и (или) психическом развитии на текущий учебный год,
учебных планов специальных
школ на текущий учебный год, специальных
школ-интернатов на текущий учебный год
общее количество учебных часов, финансируемых за
счет средств республиканского
и (или) местных бюджетов, на проведение учебных
занятий, занятий в случаях,
предусмотренных Положением об учреждении
специального образования или его виде,
увеличивается учредителем учреждения образования.
12. Учебные планы интегрированного обучения и
воспитания на уровне
дошкольного образования на текущий учебный год
разрабатываются:
12.1. на основе типового учебного плана специального
образования на уровне
дошкольного образования учреждениями образования,
иными организациями,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
образовательную
деятельность, создавшими специальные группы для
реализации образовательной
программы специального образования на уровне
дошкольного образования,
образовательной программы специального образования
на уровне дошкольного
образования для лиц с интеллектуальной
недостаточностью, и утверждаются
руководителями этих учреждений образования, иных
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, индивидуальными
предпринимателями,
осуществляющими образовательную деятельность, по
согласованию с государственным
центром коррекционно-развивающего обучения и
реабилитации, координирующим
деятельность в сфере специального образования на
территории соответствующей
административно-территориальной (территориальной)
единицы, учредителями этих
учреждений образования;
12.2. на основе типового учебного плана дошкольного
образования и типового
учебного плана специального образования на уровне
дошкольного образования
учреждениями образования, иными организациями,
индивидуальными
предпринимателями, осуществляющими образовательную
деятельность, создавшими
группы интегрированного обучения и воспитания для реализации
образовательной
программы дошкольного образования и образовательной
программы специального
образования на уровне дошкольного образования,
образовательной программы
специального образования на уровне дошкольного
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью, и утверждаются
руководителями этих учреждений
образования, иных организаций, осуществляющих
образовательную деятельность,
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими
образовательную
деятельность, по согласованию с государственным
центром коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации, координирующим деятельность
в сфере специального
образования на территории соответствующей
административно-территориальной
(территориальной) единицы, учредителями этих
учреждений образования.
13. Учебные планы интегрированного обучения и
воспитания на уровне общего
среднего образования на текущий учебный год
разрабатываются:
13.1. на основе соответствующих учебных планов
специальных школ, специальных
школ-интернатов учреждениями общего среднего образования,
в которых созданы
специальные классы для реализации образовательной
программы специального
образования на уровне общего среднего образования,
образовательной программы
специального образования на уровне общего среднего
образования для лиц
с интеллектуальной недостаточностью, и утверждаются
руководителями этих учреждений
образования по согласованию с государственным
центром коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации, координирующим деятельность
в сфере специального
образования на территории соответствующей
административно-территориальной
(территориальной) единицы, учредителями этих
учреждений образования;
13.2. на основе типового учебного плана средней
школы и соответствующих
учебных планов специальных школ, специальных
школ-интернатов учреждениями общего
среднего образования, в которых созданы классы
интегрированного обучения
и воспитания для реализации соответствующего вида
образовательной программы общего
среднего образования и образовательной программы
специального образования на уровне
общего среднего образования, образовательной
программы специального образования
на уровне общего среднего образования для лиц с
интеллектуальной недостаточностью,
и утверждаются руководителями этих учреждений
образования по согласованию
с государственным центром коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации,
координирующим деятельность в сфере специального
образования на территории
соответствующей административно-территориальной
(территориальной) единицы,
учредителями этих учреждений образования.
14. Экспериментальный учебный план апробируется в
учреждениях образования,
реализующих образовательные программы специального
образования, на базе которых
осуществляется экспериментальная деятельность.
Экспериментальные учебные планы разрабатываются
Министерством образования
совместно с организациями, осуществляющими
научно-методическое обеспечение
специального образования, и утверждаются
Министерством образования.
15. Индивидуальный учебный план устанавливает
перечень образовательных
областей, учебных предметов и их объем для лица с
тяжелыми, множественными
нарушениями в физическом и (или) психическом
развитии, с расстройствами
аутистического спектра, с интеллектуальной
недостаточностью с учетом структуры
и степени тяжести имеющихся у него нарушений.
Индивидуальный учебный план разрабатывается
учреждением образования, иной
организацией, индивидуальным предпринимателем,
осуществляющими образовательную
деятельность, реализующими образовательные программы
специального образования,
в которых (у которого) лицо с тяжелыми,
множественными нарушениями в физическом
и (или) психическом развитии, лицо с расстройствами
аутистического спектра, лицо
с интеллектуальной недостаточностью получает
образование, на основе учебного плана
центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
для воспитанников
с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом
и (или) психическом развитии,
учебного плана второго отделения специальной школы,
специальной школы-интерната
для детей с интеллектуальной недостаточностью,
учебного плана первого отделения
специальной школы, специальной школы-интерната для
детей с интеллектуальной
недостаточностью, типового учебного плана центра
коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации для учащихся с тяжелыми,
множественными нарушениями
в физическом и (или) психическом развитии и
утверждается руководителем учреждения
образования, иной организации, осуществляющей
образовательную деятельность,
индивидуальным предпринимателем, осуществляющим
образовательную деятельность,
по согласованию с государственным центром
коррекционно-развивающего обучения
и реабилитации, координирующим деятельность в сфере
специального образования
на территории соответствующей
административно-территориальной (территориальной)
единицы.
16. К программам специального образования относятся:
16.1. программы ранней комплексной помощи;
16.2. учебные программы специального образования на
уровне дошкольного
образования;
16.3. учебные программы по учебным предметам,
модулям;
16.4. учебные программы факультативных занятий;
16.5. программы коррекционных занятий учебных планов
специального образования
на уровне общего среднего образования;
16.6. экспериментальные учебные программы по учебным
предметам, модулям;
16.7. индивидуальные учебные программы.
17. Программа ранней комплексной помощи является
техническим нормативным
правовым актом, разрабатывается для ребенка с
особенностями психофизического
развития в возрасте до трех лет, направлена на
стимулирование его развития, активизацию
механизмов адаптации, компенсации, исправление и
(или) ослабление имеющихся у него
нарушений в физическом и (или) психическом развитии,
нормализацию его жизненного
цикла и утверждается Министерством образования.
18. Учебная программа специального образования на
уровне дошкольного
образования является техническим нормативным
правовым актом, разрабатывается
на основе учебной программы дошкольного образования,
определяет содержание
специального образования на уровне дошкольного
образования, содержание
коррекционных занятий для лиц с особенностями
психофизического развития с учетом
структуры и степени тяжести их нарушений в
физическом и (или) психическом развитии
и утверждается Министерством образования.
19. Учебная программа по учебному предмету, модулю
является техническим
нормативным правовым актом, разрабатывается на основе
образовательных стандартов
общего среднего образования и (или) образовательных
стандартов специального
образования с учетом структуры и степени тяжести
нарушений в физическом и (или)
психическом развитии лиц с особенностями
психофизического развития, определяет
содержание специального образования на уровне общего
среднего образования
и утверждается Министерством образования.
20. Учебная программа факультативных занятий
является техническим
нормативным правовым актом, определяет цели и задачи
факультативных занятий, их
содержание, время на их проведение, рекомендуемые
формы и методы обучения
и воспитания и утверждается Министерством
образования.
21. Программы коррекционных занятий учебных планов
специального образования
на уровне общего среднего образования являются
техническими нормативными
правовыми актами и направлены на коррекцию
познавательной деятельности, моторики,
пространственной и социально-бытовой ориентировки,
средств общения и иной
деятельности.
Программы коррекционных занятий учебных планов специального
образования
на уровне общего среднего образования
разрабатываются на основе системноструктурного подхода к исправлению и (или)
ослаблению нарушений в физическом
и (или) психическом развитии и утверждаются
Министерством образования.
22. Экспериментальная учебная программа по учебному
предмету, модулю
апробируется в учреждении образования, реализующем
образовательные программы
специального образования, на базе которого
осуществляется экспериментальная
деятельность.
Экспериментальные учебные программы по учебным
предметам, модулям
разрабатываются Министерством образования совместно
с организациями,
осуществляющими научно-методическое обеспечение
специального образования,
и утверждаются Министерством образования.
23. Индивидуальная учебная программа разрабатывается
для лица с тяжелыми,
множественными нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии с учетом
структуры и степени тяжести имеющихся у него
нарушений и утверждается
руководителем учреждения образования, иной
организации, осуществляющей
образовательную деятельность, индивидуальным
предпринимателем, осуществляющим
образовательную деятельность, в которых (у которого)
лицо с тяжелыми,
множественными нарушениями в физическом и (или)
психическом развитии получает
образование, по согласованию с директором
государственного центра коррекционноразвивающего обучения и реабилитации,
координирующего деятельность в сфере специального образования на территории
соответствующей административнотерриториальной (территориальной) единицы.
Статья 284. Учебно-методические объединения в сфере
специального образования
1. Для совершенствования научно-методического
обеспечения специального
образования могут создаваться учебно-методические
объединения в сфере специального
образования на республиканском, областном (города
Минска) и (или) районном уровнях
и (или) в учреждениях образования.
2. Учебно-методические объединения в сфере
специального образования могут
создаваться по видам реализуемых в учреждениях
образования образовательных
программ специального образования, учебному предмету
и (или) учебным предметам,
а также по вопросам осуществления интегрированного
обучения и воспитания и (или)
оказания коррекционно-педагогической помощи,
реализации принципа инклюзии
в образовании.
3. В состав учебно-методических объединений в сфере
специального образования
на уровне района могут входить педагогические
работники учреждений образования,
реализующих образовательные программы специального
образования, образовательные
программы общего среднего образования, институтов
развития образования, научные
работники, представители организаций образования,
обеспечивающих функционирование
системы образования, и иных организаций.
4. Функциями учебно-методических объединений в сфере
специального образования
являются:
4.1. участие в разработке и совершенствовании
структурных элементов научнометодического обеспечения специального образования;
4.2. разработка предложений по совершенствованию
повышения квалификации
педагогических работников по вопросам разработки и
использования структурных
элементов научно-методического обеспечения
соответствующего образования;
4.3. разработка методических рекомендаций по
совершенствованию
образовательного процесса при осуществлении
интегрированного обучения и воспитания,
реализация принципа инклюзии в образовании в
отношении лиц с особенностями
психофизического развития;
4.4. разработка методических рекомендаций по
совершенствованию
образовательного процесса при изучении содержания
соответствующего учебного
предмета, модуля;
4.5. разработка методических рекомендаций по
совершенствованию работы
по оказанию коррекционно-педагогической помощи лицам
с особенностями
психофизического развития;
4.6. иные функции, направленные на повышение
качества образования.
5. Решения учебно-методических объединений в сфере
специального образования
носят рекомендательный характер.
6. В учреждении образования для координации
деятельности учебно-методических
объединений в сфере специального образования,
осуществления взаимодействия
с организациями, осуществляющими научно-методическое
обеспечение специального
образования, может создаваться методический совет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий