Вид дисграфии
|
Проявление вида дисграфии
|
Артикуляторно-акустическая
дисграфия представляет собой отражение в письме неправильного
звукопроизношения. Ребенок пишет так, как произносит. На начальных этапах
овладения письмом ребенок пишет проговаривая. Опираясь при этом на дефектное
произношение звуков, он отражает свое неправильное произношение на письме.
|
Артикуляторно-акустическая
дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и
пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и
после их устранения в устной речи. Это можно объяснить тем, что при
внутреннем проговаривании у ребенка нет еще достаточной опоры на правильную
артикуляцию, так как не сформированы четкие кинестетические образы звуков.
|
Акустическая дисграфия (дисграфия на основе
нарушений фонемного распознавания) в основе имеет чаще всего нарушение слуховой
дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфий, в отличие от предыдущей,
нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются
на письме.
|
Акустическая дисграфия
проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще
всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки:
свистящие и шипящие, звонкие и глухие, особенно смычные, аффрикаты и
компоненты, входящие в их состав (ч— т', ч— щ, ц— т, ц— с). Этот вид
дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на
письме вствие нарушения слуховой дифференциации твердых и мягких звуков, а
также сложности их обозначения ("писмо", "поут",
"лижы"). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном
положении, особенно акустически и артикуляторно сходных {о—у, е — и: туча—
"точа", лес— "лис").
|
Дисграфия, связанная с нарушением различных форм языкового
анализа и синтеза — деления предложений на слова, слогового и звукового анализа и
синтеза.
|
Недоразвитие звукового анализа
и синтеза проявляется на письме в нарушениях структуры предложения и слова, в
частности в слитном написании слов, особенно предлогов ("удома
ратебеза" — у дома растет береза), в раздельном написании одного слова
("на ступила").
|
Оптическая
дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, пространственных
представлений и проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.
При литеральной дисграфии отмечается нарушение воспроизведения
даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы ребенок
воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются искажения и
замены букв.
|
Нарушения в воспроизведении
букв на письме бывают двух видов: а) замены графически сходных букв —
состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве в
~ д, т~ш, или букв, отличающихся одним дополнительным элементом: и,-ш, л-м;
б) искажение графического образа букв: зеркальное написание: С-, Э-,
пропуски элементов буквы, особенно когда соседние буквы имеют одинаковые
элементы: ау-ау, аи-аи, написание лишних элементов: ш-ии неправильное
расположение элементов: Х-СС, т-пп-пт.
|
Аграмматическая
дисграфия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи —
морфологических, синтаксических обобщений. Аграмматическая дисграфия
проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания,
предложения и текста.
|
Аграмматизмы на письме
проявляются также в искажении морфологической структуры слова, замене
префиксов, суффиксов, флексий {запереть— "напереть", козлята—
"козленки", много деревьев— "много деревов"), в нарушении
предложно-падежных конструкций ("на столом", "около
ним"), в нарушении согласования ("дети бежит", "красны
платье"), трудности конструирования сложных по структуре предложений,
пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в
предложении.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий